Дети-изгои в коллективе – распространенное явление. Иногда отношение к таким детям большинства проявляется просто в игнорировании, отказе от общения, а иногда принимает характер самой настоящей травли. Яркий пример этого явления многие видели в фильме «Чучело», на профессиональном языке его также называют «буллинг». Взрослые – и родители, и учителя – ни в коем случае не должны проходить мимо подобных ситуаций.
Если присмотреться к коллективу, в котором кто-то из детей стал объектом травли, можно увидеть, что роли в этом процессе всегда распределены определенным образом. Всегда есть зачинщики, их жертва (одна или несколько), а также преследователи – несколько детей, которые действуют под руководством зачинщика. Обычно есть в коллективе и нейтральные наблюдатели, которые, по большому счету, мало отличаются от преследователей, никак не препятствуя травле. В редких случаях в классе находится и защитник, иногда само по себе появление защитника способно переломить ситуацию, но часто бывает и так, что он сам становится очередной жертвой травли.
Зачинщиками травли обычно движет желание самоутвердиться в коллективе за счет унижения другого человека, преследователи действуют из желания угодить лидеру и из страха попасть к нему в немилость.
Специалисты отмечают, что жертвами травли чаще всего становятся дети, которые чем-то выделяются среди других. Это могут быть какие-то особенности внешности, национальность, заболевания или какие-либо видимые трудности (заикание, энурез и др.). Подпадают под огонь дети застенчивые, робкие, с трудностями в общении, слишком опекаемые родителями. Что касается психологических характеристик, установлено, что жертвы травли в школе – это чаще всего ребята, имеющие или явно завышенную, или явно заниженную самооценку. Довольно часто в этой роли оказываются дети, оказавшиеся в любимчиках у педагогов.
Травля возникает в коллективах, которые не объединены какой-либо общей идеей. Именно поэтому это так часто происходит в школьных классах и гораздо реже в каких-то других объединениях школьников (кружок, клуб, общественная организация). Поэтому лучший способ справиться с этим явлением – найти возможности объединить и сплотить коллектив вокруг какой-то конструктивной идеи. Прежде всего, эта возможность доступна школьным педагогам, но и заинтересованные родители вполне могут взять на себя такую роль. Это может быть дело, которым вы увлечены сами – будь-то журналистика, археология, танцы. Это может быть специально придуманный социальный проект – «шефские» визиты в ближайший детский дом, благоустройство территории школы, все что угодно.
Пресекать травлю важно в самом ее начале. Реакция родителей и учителей в этой ситуации не всегда бывает верной. Часто она только провоцирует агрессию, например, такими советами как «дай сдачи», «придумай, как ответить тем же». Или же ребенку предлагается «подкупить» агрессоров – «а ты пригласи их всех в кино», «купи всем мороженое» и т.д.
В первую очередь, необходимо жестко пресечь насилие. Меры в этом направлении должны быть максимально четкими и однозначными, вплоть до приглашения в школу участкового для рассказа об уголовной ответственности за насилие – как физическое, так и психологическое. Уже после этой работы стоит думать о различных воспитательных мерах по отношению к классу. Очень важно называть вещи своими именами, потому что дети часто не особенно осознают, насколько серьезна ситуация.
Родители не должны оставаться безучастными к ситуации травли в школе и в случае, когда их ребенок стал жертвой, и в случае, когда он оказался среди зачинщиков или преследователей. И та, и другая роль одинаково ломает детскую психику. Обязательно нужно подключать педагогов, школьного психолога к тому, чтобы разобраться с ситуацией. Для самого ребенка в любом случае будет полезно найти хорошего специалиста-психолога.