В первом классе малышам обычно не оценивают знания – дарят наклейки или картонки с похвалой, пишут благодарности или замечания для родителей. С точки зрения педагогики это оправданно – не все ученики быстро втягиваются в образовательный процесс, некоторым нужно время на раскачку, другим вредят стрессы и волнения. Во втором классе дети приносят отметки. И отнюдь не всегда это высшие баллы. Глядя на первые двойки, родители часто недоумевают – за что их умный сын или сообразительная дочка заслужили такую оценку. А в самом деле – за что?
Отметка «5» ставится за безупречно выполненное задание – все решено или отвечено верно, записано чисто и оформлено по правилам школы. Отметка «4» ставится, если в задании допущены небольшие недочеты – неаккуратно написано, есть помарки, не освещены дополнительные вопросы, есть одна-две несущественные ошибки. Отметка «3» ставится, если ученик с заданием справился, но выполнил его небрежно, допустил несколько орфографических ошибок или ошибок во второстепенных вопросах, решил не все примеры. Отметку «2» школьник получит, если он не выполнил задание или сделал более 4-х ошибок. Отметка «1» ставится, если ученик в принципе не стал работать над уроком. Отметка должна отражать уровень знаний ребенка по конкретному предмету, поэтому двойка по русскому с аргументом «вертелся и болтал» или двойка по математике «за скверный почерк» - неправомерны.
Кто виноват и что делать?
Ругать невезучего ученика за двойки, в особенности, за первые двойки – плохая практика. Исправиться ругань не поможет, а снизить самооценку или испортить отношения с ребенком – легко. Для начала уточните, за что именно поставлена плохая оценка.
Возможно, это разовый инцидент – ребенок забыл тетрадь, не записал домашнее задание, не справился с новой темой, застеснялся отвечать у доски, плохо себя вел или разозлил учительницу. Или двойка – закономерный итог «провала» ученика по предмету, непонимание копилось несколько недель и в итоге привело к плохой оценке. Причина может крыться в хроническом недосыпе, усталости и перегрузе заданиями, неокрепший мозг ребенка просто не успевает справляться с таким объемом информации. Не стоит исключать конфликт с соседом по парте или товарищем по школе, напряженные отношения с преподавателем, который, пользуясь своей властью ставит оценки ниже заслуженных. Помните о здоровье – у ребенка в первых классах школы часто падает зрение, изредка – слух, его могут мучить головные боли и головокружения, тошнота, частое мочеиспускание, и это мешает ему учиться. Психологические и неврологические проблемы тоже не нужно сбрасывать со счетов – то, что учителя называют безграмотностью, может оказаться, например, дисграфией, то, что кажется скверным характером – синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Умному, быстро думающему ребенку, иногда просто неинтересно учиться, по много раз решая одни и те же слишком простые задачи; слабый и медленно думающий малыш порой начинает комплексовать из-за того, что хуже остальных справляется с учебой. Наконец, это может быть лень, избалованность – ребенок привык, что проблемы решают за него, и бессознательно переложил вопрос учебы на плечи родителей. Разбирать проблему плохих оценок следует в комплексе, исправляя не только двойки, но и их основную причину.
Чего не стоит делать:
• Ругать и стыдить ребенка, упрекать его.
• Ставить в пример свою отличную учебу (особенно, если это неправда), успехи сестер и братьев.
• Давить на ребенка при подготовке, заставлять переделывать удовлетворительную работу много раз.
• Выполнять за ребенка задания, решать примеры, искать ответы.
• Скандалить с учителем, утверждая, что ребенку незаслуженно занижают оценки (даже если это и так).
• Наказывать за двойки (особенно физически), лишать обещанных и важных для ребенка мероприятий (день рождения, встреча с отцом или другом).
• Игнорировать плохие оценки, не обращать внимания на проблему.
• Требовать результатов, не прилагая усилий к изменению ситуации.
• Перегружать ребенка занятиями в выходные дни и каникулы.
• Твердить ребенку, что учителя несправедливы и ничего не понимают в воспитании гениальных детей.
Что надо делать:
• Сочувствовать ребенку, выражать свои эмоции по поводу оценки и выслушивать его мнение.
• Рассказывать о сходных проблемах с учебой из своего детства или семейной истории.
• Вместе делать уроки, помогать ребенку самому справиться с заданием.
• Поощрять хорошие оценки (лучше не деньгами, а дополнительным временем у компьютера, лишней конфетой, прогулкой и т.д.).
• Сделать график успехов и отмечать на нем все достижения ребенка.
• Спокойно обсудить с учителем причины неуспеваемости ребенка, выработать общую политику решения проблемы, по необходимости защитить от несправедливых нападок.
• Заинтересовать ребенка проблемным предметом, поискать «игровой» учебник или пособие, заниматься на прогулке, в транспорте, использовать как примеры фильмы и книги.
• Обеспечить комфортный режим сна и отдыха, полноценное питание, по необходимости – снизить нагрузки или (для «вундеркиндов») усилить проработку предмета, давать дополнительные задания повышенной сложности.
• Контролировать решение проблемы, не запускать учебу, быть в курсе достижений ребенка.
• Поддерживать его, укреплять самооценку и уверенность в собственных силах.
Будьте ласковы и терпеливы с малышом, и вскоре в его дневнике появятся первые «пятерки»!