Наверное, сложно будет найти родителя, который ни разу не повысил голоса на ребенка. Можно даже сказать, что это естественная природная реакция в ситуации, когда обычная речь бесполезна. Если нас не слышат, мы начинаем повышать голос, кричать, и таким образом усиливаем воздействие. Насколько оправдано это в воспитании?
Встречаются семьи, в которых большую часть времени общаются на повышенных тонах, причем иногда не только с ребенком, а все члены семьи между собой. И будто бы сами не замечают, что постоянно кричат. Здесь нельзя сбрасывать со счетов особенности темперамента. Для активных и эмоциональных холериков такой стиль общения на слегка повышенных тонах является нормой. Если, конечно, содержание этого крика - не оскорбления.
Постоянные срывы на крик, конечно же, нельзя оправдать только темпераментом. Если вы замечаете, что кричите на ребенка слишком часто, быстро выходите из себя, скорее всего, причины нужно искать не в детско-родительских отношениях, а в собственном эмоциональном состоянии. Проблемы на работе, конфликты, личностные кризисы дают общее напряжение, которое вырывается в таких вот эмоциональных срывах. Поведение же ребенка становится лишь спусковым крючком.
Отдельно, конечно же, стоит сказать о ситуациях, когда крик выполняет свою функцию адекватно, привлекая особое внимание ребенка, показывая серьезность ситуации. Тянется ли ребенок к горячей плите или электрической розетке, либо же, в самом деле, не слышит вас, заигравшись - в этих ситуациях повышение голоса станет тем самым сильным раздражителем, который поможет быстро привлечь внимание ребенка.
Однако повышение голоса, крик нередко становится и реальным инструментом воспитания.«Он не понимает по-хорошему!», - поясняют родители. Крик же, действительно, срабатывает. Правда лишь поначалу, пока не становится для ребенка чем-то обыденным. Эффект этот основан на страхе. Ребенок пугается и начинает делать то, что просит мама. Ребенок готов сделать все, что угодно, лишь бы не слышать криков, ведь это очень неприятный раздражитель для нашей психики. Некоторые дети так и говорят: «Только не кричи».
Эффект такого воспитательного метода ситуативный. Сейчас ребенок сделает то, что вы просите, лишь бы избавиться от негативных переживаний. Но поймет ли он то, что вы хотите до него донести? Вряд ли. А значит кричать придется снова и снова. Кроме того, наша психика так устроена, что даже к самым сильным раздражителем постепенно вырабатывает устойчивость. Это значит, что кричать нужно будет не просто снова и снова, но и все громче.
Не стоит забывать и том, что все это выматывает и самого взрослого. Сил и нервов тратится все больше, а эффект все меньше. В конечном итоге отношения разлажены, и взрослый, и ребенок взвинчены до предела, а справиться с проблемами так и не получается.
Найти подход к ребенку всегда сложнее, чем просто прикрикнуть. Но делать это необходимо. Почему ребенок не убирает игрушки? В одном случае он просто не слышит вас, потому что, действительно, очень сильно увлечен (разве у вас не бывает такого?). В другом - он знает, что в конечном итоге все равно мама все сделает сама. В третьем - он не владеет еще достаточно навыками самоконтроля, чтобы без помощи взрослых настроиться и сделать это необходимое дело. Когда-то важно заинтересовать, когда-то - объяснить (и не раз!), когда-то - жестко поставить рамки.
Реагировать на каждую ситуацию индивидуально непросто, но это и есть воспитание. А главное - вы сохраняете отношения с ребенком, что может быть важнее этого?