Все школьники хотя бы раз оставляли дома учебник или тетрадку, забывали положить в портфель «домашку» или записку для учителя. Но для одних детей это досадная случайность, а для других обыденный ритуал, повод для насмешек одноклассников, недовольства учителей и гнева родителей. Мамы с папами недоумевают – как можно бросить на столе уже сделанное задание или потерять ранец в транспорте?! Можно, причем с легкостью, совершенно не замечая, что делаешь. Постарайтесь понять ребенка – почему он так поступает?
Причины забывчивости
- Врожденная рассеянность. Ребенок забывает не только учебники, но и варежки на скамейке, телефон в гостях и покупки в магазине. Характерна для гиперактивных детей, вундеркиндов, маленьких мечтателей и «технарей», сконцентрированных на задаче.
- Функциональная незрелость. Встречается у младших школьников, особенно у первоклассников. Ребенок чуть-чуть недорос до учебы, ему не хватает концентрации внимания, собранности, он просто не успевает запомнить весь перечень необходимых предметов.
- Переутомление. Ребенок перегружен занятиями, кружками и секциями, у него в голове смешались тетрадки для английского, русского, журналистики и актерского мастерства. Думая, что берет одно, он хватает другое.
- Медлительность. Маленький «копуша» откладывает до последнего сборы, долго ищет нужные вещи, в итоге опаздывает и бежит на занятия, побросав в портфель все, что успел найти.
- Болезнь. Ребенок слабеет, плохо себя чувствует, и сам не понимает, почему больше не в состоянии справиться с привычным объемом задач.
- Отставание по предмету. Не ладятся дела с математикой, физкультурой или ИЗО, не выходит «домашка», подсознание вытесняет неприятные вещи и ученик действительно не помнит, что завтра контрольная или конкретный урок. Или сознательно старается уклониться от ненавистных занятий.
- Конфликт. Ребенок испортил отношения с учителем или одноклассниками, подвергается «моббингу», поссорился с родителями. И пытается избежать неприятных контактов или делает назло.
- Отвращение к учебе. Ребенку не нравится его школа, скучно и неприятно заниматься, задания сильно выше или ниже его способностей. Забытые тетради – одна из форм протеста.
- Комплекс неполноценности. Плохие отметки снижают самооценку ребенка, он боится, что его будут ругать и стыдить, не хочет огорчать родителей. И пытается скрыть негативные результаты.
Все свое ношу с собой
Когда причины забывчивости очевидны, решить проблему куда проще. Основное правило – не откладывать сборы до последней минуты, с вечера убедиться, что портфель собран, ручки-тетрадки на месте и домашние задания сделаны. И не ругать «растеряшу», если он опять что-то забыл – ваша задача не снизить самооценку, а исправить ситуацию.
Если ребенок рассеян, устает на занятиях или слишком мал для школы, проще всего на какое-то время взять под полный контроль подготовку к занятиям. Да, не самое приятное дело – складывать портфель для «взрослого» ученика. Но зато «растеряша» получит психологическую передышку, изменится негативное отношение к проблеме, исчезнут двойки, по крайней мере, за невыполненные задания и забытые вещи.
Когда ребенку в школе неинтересно, возможно лучший выход — это смена места учебы на более подходящее по уровню знаний и требований. В случае конфликта с учителем, одноклассниками или отставания по предмету нужно решать проблему. Мириться с педагогом, налаживать отношения в коллективе, приглашать репетитора, самим заниматься с ребенком. Тогда портфель «сложится» сам собой.
Неуверенным в себе, страдающим из-за плохих оценок, детям необходимо в первую очередь поднимать самооценку. Объясняйте, что будете любить сына или дочку вне зависимости от того, как они учатся. Чаше хвалите их, напоминайте о сильных сторонах характера, успехах в учебе и других делах. И постарайтесь на время удержаться от разочарованного «опять двойка!».
Для укрепления памяти полезны простые упражнения в повседневном режиме. Ненавязчиво спрашивайте у ребенка, что нужно купить в магазине, какие продукты кончились, сколько учеников отсутствовало в классе, сколько кошек сегодня греется у подъезда, а сколько грелось вчера? Играйте в «найди отличия» на картинках и «что изменилось» - ребенок выходит из комнаты, вы переставляете вазу, двигаете кресло, открываете занавески, а ребенок должен это найти.
Приучайте к работе со списками и планировщиками. Воспользуйтесь памяткой мероприятий в соцсетях или мессенджере, чтобы компьютер в определенное время сообщал ребенку – что ему нужно сделать сегодня и что взять с собой завтра. Вместе составляйте списки – какие дела надо сегодня начать или закончить, какие учебники и принадлежности положить в портфель. Все сделанное отмечается или вычеркивается. Время от времени проверяйте ребенка. Если он врет, что сделал, положил и т.д. – значит проблема не в рассеянности и забывчивости, нужно обращаться к психологу.
Немного терпения – и портфель вашего любимого школьника будет «всегда готов»!