Дискуссии о том, нужно ли наказывать ребенка и как это делать, ведутся в родительских и профессиональных сообществах. Со вторым классическим инструментом воспитания – поощрением – вроде бы все понятно. Однако же хвалить ребенка тоже нужно уметь, так как не всякая похвала будет полезной для развития ребенка.
Первое правило заключается в том, что похвала должна быть заслуженной и соизмеримой усилиям. Речь может идти о какой-то обязательной вещи – почистить зубы или заправить постель. Но если вы видите, что ребенку было непросто преодолеть свою лень, и он совершил некоторое усилие над собой - важно обратить на это внимание и воздать ему должное. Вы хвалите его не за заправленную постель или чистые зубы, а за то, что ребенок сделал над собой усилие и сделал то, что нужно.
По такому же принципу не каждая полученная пятерка заслуживает одинакового поощрения. Если говорить «молодец» за каждую мелочь, то такая похвала быстро теряет свою ценность и перестает выполнять воспитательную функцию. Стоит внимательно относиться к каждому поступку ребенку, чтобы объективно оценить уровень заслуги и соответствующей похвалы. Например, для двухлетнего ребенка настоящее достижение – убрать за собой игрушки, а для семилетнего – просидеть спокойно целый урок.
Похвала должна быть понятной для ребенка и сопровождаться искренним интересом к делам ребенка. Важнее не столько сказать приятные слова, сколько обсудить с ребенком ситуацию, с интересом отнестись к его достижениям. В ответ на сообщение о полученной пятерке, спросите у сына или дочки: «А что именно ты сделал? Было сложно? А другие ребята знали ответ?» и так далее. Видя интерес со стороны взрослого, ребенок будет ощущать значимость своего достижения и станет чувствовать себя более уверенно. Специально отмечайте, за что именно вы хвалите ребенка. Это могут быть и конкретные успехи, и правильные шаги, и даже выводы, сделанные на основе прошлых ошибок. Например: «Помнишь, в прошлый раз ты не смог решить такую задачку, а теперь получилось, молодец!», «Смотри-ка, какой аккуратная у тебя получилась поделка!», «Неужели ты сам придумал, как это нарисовать? Умница», «Да, ты зря накричал на друга. Но молодец, что понял это и извинился». Обращайте внимание на конкретные поступки и достижения ребенка, а не на его личность в целом.
Избегайте сравнений с другими детьми. Постоянно обращать внимание ребенка на то, что у него получилось лучше других, он умнее или талантливее других не стоит, так как это формирует завышенную оценку и вредит отношениям ребенка со сверстниками. Конечно, от сравнений полностью уйти нельзя, да это и не нужно. Для проявления своего первенства ребенок может участвовать в различных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, где участникам заслуженно присуждаются грамоты и призовые места.
Важно разделять похвалу и проявления любви. Ребенок обязательно должен ощущать, что его любят просто за то, что он есть, независимо от его хороших и плохих поступков. Находите время для эмоционального общения с ребенком – веселых игр, объятий, прогулок и задушевных бесед. И почаще говорите о своей любви. Ни в коем случае не используйте слова любви и ласки в качестве поощрения каких-то заслуг ребенка, он должен знать, что его любят всегда.
Похвала создает чувство успеха, заряжает ребенка уверенностью и энергией. Важно, чтобы таких положительных эмоций в жизни ребенка было достаточно, чтобы они явно преобладали над критикой, наказаниями и упреками. Только так ребенок сможет двигаться вперед. Хвалите детей, замечайте их успехи – ведь они есть у каждого, нужно лишь присмотреться повнимательнее.