Под венец…шагом…МАРШ!

Под венец…шагом…МАРШ!

Под венец…шагом…МАРШ!
Есть ли альтернатива свадебному маршу Мендельсона?

Свадебный марш
Музыка сопровождает человека всю жизнь – даже чуть до ее начала. Говорят, будущим мамам полезно слушать спокойную классическую музыку, вроде Вивальди,  Моцарта и Чайковского. Тогда малыш имеет шансы появиться на свет с врожденным музыкальным слухом, а это совсем небесполезная вещь. Но до этого еще довольно далеко, потому что сначала – как положено в приличном, респектабельном обществе − девушке надо как минимум выйти замуж.

Замужество! Женитьба! Бракосочетание! Вот уж мероприятие, где музыка играет первую роль, даже молодожены там не главные! Станут они из просто брачующихся таковыми, если не грянет гром небесный в виде знаменитого Свадебного марша Мендельсона?! 

Марш был написан в 1842 году 34-х летним композитором Якобом Людвигом Феликсом Мендельсоном-Бартольди (это один человек, что б вы знали) в качестве одной из музыкальных иллюстраций к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Там все действие крутится вокруг свадьбы пары главных героев, которым по мере возможности мешают как земные, так и потусторонние персонажи. Но все кончается хорошо, и главные, и даже по случаю второстепенные персонажи дружно идут под венец под звуки фанфар.

Премьера спектакля с музыкой Мендельсона состоялась 14 октября 1843 года, но по-настоящему в роли главного свадебного марша планеты этот произведение утвердилось 25 января 1858 года, когда прозвучало на бракосочетании  прусского короля Фридриха Вильгельма IV и Виктории Адельгейды, одной из многочисленных дочек английской королевы Виктории. Сколько же его исполняли за это время!   

В принципе, мы все знаем хорошо только первые 90 секунд этого марша, хотя в каноническом исполнении он звучит свыше 5 минут. В России Мендельсоновский марш исполняют, когда молодые идут расписываться, а вот на Западе (и мы это не раз видели в американских лирических комедиях) невесту к алтарю отец ведет совсем под другую мелодию. Она принадлежит перу мрачноватого немецкого гения Рихарда Вагнера и звучит в его опере «Лоэнгрин», где в конце действия сошедший с небес рыцарь женится на спасенной им от бесчестья девице Эльзе. Мелодия эта называется «Вот невеста идет» и, будучи по сути хором, тоже часто исполняется как хор, со словами, которые каждый может написать по случаю свои.

Есть в этой опере и еще один прекрасный симфонический отрывок, Вступление к третьему, «свадебному» действию, невероятно радостное и бравурное, еще  называемый  «Свадебный пир». В нем прослушивается та же мелодия, что и в упомянутом хоре. Этот отрывок малоизвестен широкой свадебной публике, а жаль. Он мог бы стать прекрасной альтернативой Мендельсоновскому маршу, который, заметим для полноты картины, на Западе исполняют при выходе пары из церкви, где молодые венчались, или из мэрии, если они сочетались гражданским браком. У нас такой, освященной вековой традицией, мелодии нет. Ну, разве грянуть хором на четыре голоса старинный романс «У церкви стояла  карета»… Шутка.  

Вообще, оперных и симфонических отрывков, посвященных бракосочетанию, исчезающее мало, и это понятно. Опера по сути музыкальная драма, даже трагедия, и счастливое завершение событий там встречается редко. Возможно, нас выручит всемирно знаменитый русский балет?

Разумеется! За редким исключением, там все заканчивается хорошо, и если уж не свадьбой, так балом, что также может пригодиться в дальнейшем.

Самое известное, целомудренное и торжественное бракосочетание имеет место в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик». Это  Па-де-де, то есть танец двоих, из последнего действия, достойное украшение любого сборного концерта, оркестрового или балетного. Принц, как благородный человек, только-только скинув личину уродливой игрушки, ведет освободившую его от злых чар Машу под венец. Звучат торжественные аккорды арфы, рыдают от умиления  скрипки… Вот что может на российской свадьбе служить аккомпанементом для отъезда молодых из места заключения … ну, брака, брака же!  А также под эту ненавязчивую, но исполненную внутреннего чувственного  порыва музыку они могут эффектно появиться в помещении, где будет проходить собственно свадьба.

Свадьба!

А свадьба как таковая может проходить под почти любую музыку… С торжественной, официальной частью особенно шутить, как правило, не принято – из уважения к присутствующим старшим членам семейств и закону, освящающему союз любящих сердец. Но вот сама свадьба…тут многое неоднозначно. И поэтому интересно.           

Но это совсем другая история.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню