Но она была не просто королевой. Она была молодой девушкой – ей не было еще и двадцати одного! – которая, к тому же, вступала в брак по любви. И конечно, ей в это день хотелось не только произвести впечатление на подданных (скорее, наоборот – Викторию пугала сама мысль о том, что венчаться придется в присутствии большого количества людей), а и в очередной раз пленить обожаемого жениха.
Королева приняла важное решение – она отказалась от золотой или серебряной парчи, тяжелого бархата и горностая. И наряд, в котором она выходила замуж, оказался одновременно и по-королевски драгоценным, и по-девичьи скромным и целомудренным. Он задал направление в свадебной моде на долгие годы – ведь именно так родилась «свадьба в белом».
Помимо прочих достоинств, платье Виктории было очень «английским». Для него использовали спитафилдский шелк, которым Англия славилась много лет, и потрясающее хонитонское кружево. С кружевом связана отдельная история. Поначалу его собирались отделать знаменитыми в ту эпоху брюссельскими кружевами, однако Виктория отказалась – пусть на платье английской королевы и кружева будут английскими!
Заказ получила Джейн Бидни из деревушки Бир, известная кружевница, а Джейн организовала работу своих односельчанок. Чтобы создать кусок кружева размером 137х76 см, более сотни кружевниц трудились целых полгода! Сразу после завершения работы образцы узора были уничтожены, чтобы никто никогда не смог сделать такое же кружево, как на свадебном платье самой королевы. Виктория, кроме денег за работу, велела отправить кружевницам отдельную сумму, чтобы те отпраздновали ее бракосочетание, а саму мисс Бидни пригласили на свадьбу (где она, как говорили, упала в обморок от восторга). Получившееся кружево было настоящим произведением искусства. Широкая кружевная оборка, так называемая «берта», шла вокруг декольте, кружевом были отделаны рукава, юбка и фата.
Сохранились и имена других людей, причастных к созданию платья. Эскиз разрабатывал Вильям Дис, известный в ту пору художник из Шотландии, глава только что появившейся в Лондоне школы дизайна, которая станет Королевским колледжем искусств; а над самим платьем трудилась портниха королевы Мэри Беттанс.
Вот как описывала наряд сама королева Виктория в своем дневнике: «На мне было белое атласное платье с очень пышным воланом из хонитонского кружева, такого, как делали в старину. Я надела мое турецкое бриллиантовое колье и серьги, а также чудесную сапфировую брошь от Альберта».
В ту эпоху женский наряд имел очень изящный силуэт, похожий на опрокинутый венчик цветка – тонкая, благодаря туго зашнурованному корсету, талия, и пышная длинная юбка, чья колоколообразная форма поддерживалась за счет нескольких нижних юбок.
Платье Виктории было сшито из шелкового атласа нежного цвета сливок. Корсаж плотно облегал тело, широкое и довольно глубокое декольте открывало красивые плечи невесты, рукава были короткими, а заостренный, зрительно суживавший талию мыс корсажа спускался на пышную, в складках, юбку.
У платья был шлейф длиной в несколько метров. Одна из подружек невесты (которые, разумеется, были очень знатными юными леди), леди Вильгельмина Стэнхоуп, оставила потомкам подробное описание этого знаменательного дня. В частности, она писала, что шлейф оказался слишком... нет, не длинным, а коротким! Вроде бы не так уж и мал, но всем двенадцати подружкам не хватало места, чтобы они могли спокойно его нести, не задевая друг друга. Поэтому девушки буквально столпились за своей юной королевой и шли, в буквальном смысле наступая друг другу на пышные подолы.
Платья подружек невесты тоже были белыми, и Виктория, неплохая художница-любитель, сама нарисовала для них эскизы. Покрой отвечал требованиям тогдашней моды, как и платье королевы-невесты – глубокое декольте, узкая талия, пышная юбка. Но единственной отделкой этих белых шелковых платьев были белые розы – у выреза и сбоку на юбке; такие же розы украшали и прическу. Их элегантная простота призвана была оттенить нежность наряда невесты в кружевах.
Что касается обуви, то модные туфли той эпохи очень напоминали современные балетки – нет, не те, что мы носим на улице, а те, что надеваем на занятия хореографией. Плоская подошва, тупой, слегка закругленный носок – туфельки королевы были сделаны из кремового атласа и отделаны шелковыми узкими лентами; такие же ленточки обматывались вокруг щиколотки крест-накрест и завязывались аккуратными бантиками. В такой обуви хорошо и танцевать, и плавно скользить к алтарю под взглядами окружающих – а рассматривали королеву-невесту очень внимательно...
А как же украшения? В белом наряде было яркое пятно – подарок, полученный от жениха за день до свадьбы. Одновременно и очень простая, и очень эффектная вещица – брошь с крупным, ярко-синим сапфиром, окруженным двенадцатью бриллиантами. (Впоследствии Виктория включит это украшение в драгоценности британской короны, чтобы оно могла принадлежать исключительно правящим монархам и никуда не ушла из семьи – королева очень ценила брошь от своего дорогого Альберта, ставшую семейной реликвией).
Сегодня и это платье, и еще пять других прославленных платьев невест из королевской семьи Британии можно увидеть на выставке в Кенсингтонском дворце. Что называется, «спешите видеть!»