Домашний папа: Родная речь как символ успеха

Домашний папа: Родная речь как символ успеха

Домашний папа: Родная речь как символ успеха
Дети, не умеющие правильно говорить, обречены быть аутсайдерами.

Родная речь
Давным-давно в большой южной казачьей станице жил-был мальчик. Крупный такой «хлопчик», учился хорошо, занимался спортом, увлекался радиотехникой, маме и папе помогал, с девочками уже гулял. И вот однажды подросток собрал первый в жизни магнитофон! Кто-нибудь, наверное, помнит, какие они были – советские магнитофоны в 70-ые годы прошлого века – большие железные коробки с растрепанными бобинами магнитной ленты. И для того, чтобы проверить качество звучания и похвастаться перед друзьями и малолетними родственниками, решил парень записать свой голос. Напел в микрофон первое, что пришло на ум. Немудрено, это оказалась модная в то время песня Аллы Пугачевой «Волшебник-недоучка». Услышанное из динамиков повергло юношу в шок: детский лепет «Даом пьипадаватии, в’емя са мною т’атии!» Звуки «эр» и «эл» в его речи отсутствовали!  Состояние ужаса, истерика длились несколько дней, после которых парень решил, что ему нужна операция по укорачиванию языка. Его мама, впрочем, была не столь категорична, отвела сына в поликлинику к логопеду и через несколько занятий мальчик уже вовсю «рэкал». Сначала начали получаться слова «дерево», «рука», «трактор», потом - поговорка про грека, который ехал через реку…

Сложно представить, что случилось бы со мной, если бы не та запись песни Пугачевой. Я был уже достаточно оформившимся подростком, когда узнал, что не выговариваю чуть ли половину букв алфавита. Я подозревал, что с моей речью что-то не так, но в общении с друзьями проблем не возникало, а родители и учителя не обращали внимания на дефекты моей речи, наверное, ждали, когда «само пройдет», а скорее всего – им было просто не до моих проблем. Но, если честно, потом всю жизнь я стремился овладеть правильной речью – сначала в инязе со мной бились преподаватели, исправляя произношение и акцент, потом – на кафедре телевидения и радиовещания журфака МГУ. Судя по тому, что на радио я не работал ни дня – до конца детские проблемы речи мне победить не удалось. Возможно, остался страх перед косноязычием или… акцент. А может быть и то, и другое. По крайней мере, до сих пор мне быстрее удается объяснить все на пальцах, чем сказать.

Мы живем в сложное время. Экономический кризис, как главный признак и следствие капитализма, шагает с палицей в руках и нещадно бьет по рядам прежде всего наемных работников. Все знают, но никто об этом не говорит – любой дефект, «инаковость» трактуется рекрутерами, специалистами по HR и работодателями не в пользу кандидата. И грамотная, красивая - «поставленная» - речь как нельзя более нужна нашим детям. Успех в перспективных на сегодня направлениях работы – шоу-бизнес, интертеймент, финансы, инвестиционная деятельность, очень зависят от того, как человек выглядит и как он говорит…. На шепелявящих или картавящих молодых людей, стоящих за стойками в Сбарро или KFC, мне, добродушному родителю, жалко смотреть. В фастфуде работают, как правило, очень трудолюбивые ребята. Они проходят отличную школу коллективного взаимодействия. По моему мнению, с записью о годовом сроке службы в Макдональдс можно смело наниматься в спецназ! Это как знак качества, гарантирующий, что вам присвоен звание ответственного и исполнительного работника. Но тем детям, кто говорит с каким-либо дефектом, будет очень тяжело выйти из-за прилавка и овладеть не рабочей специальностью. А рабочие специальности сейчас кормят плохо… Из-за пренебрежения родителей, не научивших своих детей правильно говорить, поленившихся походить с детьми год-два к логопедам, у молодых людей будет сложная жизнь.

И еще на одну сторону речи как социальной функции хотелось бы обратить внимание. Не менее важно не только то, как говорит ваш ребенок, но еще и то, что он говорит. Дети перестали читать книги, а качество речи, умение говорить ярко, образно и связно, тут не дадут соврать мне люди публичных профессий, сферы обслуживания, инвестиционные и проектные менеджеры, тележурналисты, напрямую зависит от начитанности. В речи молодых людей, не знающий литературного языка, используется «олбанский» сленг, «интернетные» словечки… Скудный, хоть и подвешенный, «без костей», как говорит моя мама, язык, но бедная речь и в итоге приводят к небогатой жизни… И не только в материальном смысле.

Владимир Сарана

Домашний папа

Помните, логопеды, как и учителя, все разные. Если у вашего ребенка что-то не получается, значит вам нужен другой логопед. Читать ребенку книги нужно с младенчества. С самого раннего возраста ребенка вслух обсуждайте прочитанное, проводите совместный первоначальный анализ прочитанного текста, потом, когда ребенок подрастет, необходимо пробовать рисовать лепить из пластилина героев книг, которых обсудили. Лепка, рисование дадут ребенку возможность материализовать свои фантазии, оживить своих кумиров. Уже в начальной школе нужно подвигать ребенка на то, чтобы он учился письменно излагать свои мысли по поводу прочитанного. Сделайте ребенка героями прочитанных книг! Нет ничего проще для ребенка, чем представить себя на месте героя – для этого лишь нужно затеять игру! Домашние спектакли, театральные постановки, сценки сейчас не сильно модны, конечно. Но поиграть в любимых героев прочитанных вместе с ребенком книг никтовам не запретит. Не забывайте про театральные кружки, которые в большинстве российских городов существуют при муниципальных домах культуры и школах искусств.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню