Давайте разбираться.
Что такое картавость?
Картавость – это неумение произносить звук Р, Рь, проявляется в замене его на другие звуки (Л, Й, И, У) и гортанный звук (французское грассирование).
В логопедии это нарушение носит название дислалия (простая или физиологическая), в зависимости от возраста ребенка. Картавость, как правило, сопровождается нарушением произношения шипящих звуков таких как Ш, Щ, Ж, Ч. Если ребенок не говорит или говорит очень непонятно (его «кашу во рту» понимают только родители), то это повод обратиться к специалистам.
Возраст ребенка
Возраст имеет огромное значение. Если трехлетний ребенок не говорит звуки Р, Рь, Ш, Ж, Щ, Ч, при этом говорит простыми предложениями из трех - пяти слов, правильно понимает смысл сказанного, рассказывает детские стихотворения и т.п. – это нормально.
Если ребенок в пять лет не начал сам говорить звуки Р и Рь, то пора идти к логопеду. После осмотра специалист подскажет, нужна ли логопедическая помощь или звук встанет сам (да, такое тоже бывает). К тому же, логопед может подсказать на какие стороны развития ребенка родителям стоит обратить особое внимание.
Социальные факторы
Чрезмерно опекаемый ребенок обычно изнежен, избалован, капризен, ленив. Родители носятся с ним, холят и лелеют. Такая гиперопека (избыточная забота о ребенке) так же может привести к картавости. Грубо говоря, ребенку просто лень говорить. Зачем? Его ведь и так понимают, а если кто не разобрал сказанного, то мама переведет.
Совсем другое дело, если ребенок запущен - у родителей на ребенка нет времени, или мама с папой не хотят по каким-либо причинам заниматься с ним. В этом случае тоже возникает картавость. Но она и сопровождается отставанием в развитии, пусть и самым минимальным.
Причиной картавости так же может стать и то, что кто-то из родственников картавит. Ребенок даже если умеет правильно говорить звук Р (Рь), возможно будет копировать речь этого человека. Особенно, если у них теплые отношения.
Проблемы в будущем
Какие возможны проблемы, если не исправить картавость?
• Насмешки одноклассников. Тут все зависит от характера самого ребенка. Да, сейчас картавостью никого не удивишь, часто школьники говорят плохо. Но дети бывают очень злыми и могут ополчиться на необычного ребенка.
• Проблемы с различением на слух других звуков (проблемы с определением звонкости и глухости звуков, проблемы с фонетическим разбором слов в старших классах, неправильное написание букв и др.)
• Нарушение дыхания (недостаточность, слабость силы выдоха).
• Недостаточное развитие мелкой моторики (как следствие, корявый почерк).
Советы родителям
В первую очередь – не паниковать, а обратиться к специалисту (логопеду). Конечно, родителям придется постараться, «попотеть», чтобы ребенок научился правильно говорить неправильные звуки, но, поверьте, это стоит того.
Во-вторых, обязательно, заниматься с ребенком домашним заданием, которое определит логопед. К счастью или к сожалению, специалист денно и нощно не может ходить рядом с вашим ребенком, поэтому вся работа по закреплению пройденного материала ложится на плечи родителей.
В-третьих, необходимо заниматься развитием мелкой моторики. Чем лучше у ребенка развиты пальчики, тем лучше он говорит.
В-четвертых, регулярно хвалить ребенка даже за малюсенькие успехи. Когда ребенок растет в атмосфере ласки, радости, счастья, то проблемы с речью и встречаются реже, и преодолеваются проще.
Если же логопед при осмотре ребенка выявил проблемы не только в речи, то он подскажет куда обратиться, что делать дальше. В любом случае, родителям стоит быть внимательными и обращать внимание на развитие речи ребенка.