Королева приняла важное решение – она отказалась от золотой или серебряной парчи, тяжелого бархата и горностая. И наряд, в котором она выходила замуж, оказался одновременно и по-королевски драгоценным, и по-девичьи скромным и целомудренным. Он задал направление в свадебной моде на долгие годы – ведь именно так родилась «свадьба в белом».
Помимо прочих достоинств, платье Виктории было очень «английским». Для него использовали спитафилдский шелк, которым Англия славилась много лет, и потрясающее хонитонское кружево. С кружевом связана отдельная история. Поначалу его собирались отделать знаменитыми в ту эпоху брюссельскими кружевами, однако Виктория отказалась – пусть на платье английской королевы и кружева будут английскими!
Сохранились и имена других людей, причастных к созданию платья. Эскиз разрабатывал Вильям Дис, известный в ту пору художник из Шотландии, глава только что появившейся в Лондоне школы дизайна, которая станет Королевским колледжем искусств; а над самим платьем трудилась портниха королевы Мэри Беттанс.
Вот как описывала наряд сама королева Виктория в своем дневнике: «На мне было белое атласное платье с очень пышным воланом из хонитонского кружева, такого, как делали в старину. Я надела мое турецкое бриллиантовое колье и серьги, а также чудесную сапфировую брошь от Альберта».
В ту эпоху женский наряд имел очень изящный силуэт, похожий на опрокинутый венчик цветка – тонкая, благодаря туго зашнурованному корсету, талия, и пышная длинная юбка, чья колоколообразная форма поддерживалась за счет нескольких нижних юбок.
Платье Виктории было сшито из шелкового атласа нежного цвета сливок. Корсаж плотно облегал тело, широкое и довольно глубокое декольте открывало красивые плечи невесты, рукава были короткими, а заостренный, зрительно суживавший талию мыс корсажа спускался на пышную, в складках, юбку.
Платья подружек невесты тоже были белыми, и Виктория, неплохая художница-любитель, сама нарисовала для них эскизы. Покрой отвечал требованиям тогдашней моды, как и платье королевы-невесты – глубокое декольте, узкая талия, пышная юбка. Но единственной отделкой этих белых шелковых платьев были белые розы – у выреза и сбоку на юбке; такие же розы украшали и прическу. Их элегантная простота призвана была оттенить нежность наряда невесты в кружевах.
А как же украшения? В белом наряде было яркое пятно – подарок, полученный от жениха за день до свадьбы. Одновременно и очень простая, и очень эффектная вещица – брошь с крупным, ярко-синим сапфиром, окруженным двенадцатью бриллиантами. (Впоследствии Виктория включит это украшение в драгоценности британской короны, чтобы оно могла принадлежать исключительно правящим монархам и никуда не ушла из семьи – королева очень ценила брошь от своего дорогого Альберта, ставшую семейной реликвией).
Сегодня и это платье, и еще пять других прославленных платьев невест из королевской семьи Британии можно увидеть на выставке в Кенсингтонском дворце. Что называется, «спешите видеть!»