Творчество или учеба?
Когда речь идет о состоявшемся актере, певце, художнике или танцоре, мало кто сможет сказать про него, что это «ненастоящая профессия». Когда же родители видят у детей сильный интерес к творческой деятельности и желание отдавать ей все свое время, они нередко говорят ребенку именно эту фразу. Творчество воспринимается как развлечение, не оставляющее времени на учебу.
На самом деле, серьезное занятие любой творческой деятельностью – это большой труд. Чтобы стать хорошим художником, писателем, режиссером или певцом нужно так же много учиться и трудиться, как и для того, чтобы стать хорошим инженером или бухгалтером.
Изменить склонности ребенка – задача невыполнимая, даже если мы заставим его заниматься нелюбимым делом. А вот отношение к развитию собственных способностей может быть разным.
Помогите ребенку разобраться с тем, видит ли он в творческой деятельности свое будущее, профессию или готов воспринимать ее как хобби. Учите ребенка относиться ответственно к своим занятиям. Если школьник увлекается рисованием в ущерб учебе, настраивайте его на то, что и этому делу нужно учиться. Посещать художественную школу или студию, много рисовать, изучать историю искусства и ходить в галереи и так далее. Это же касается и любого другого творческого занятия.
И, конечно, надо понимать, что если ребенок всерьез займется каким-то видом творческой деятельности, нельзя будет требовать от него «пятерок» по всем предметам школьной программы. Однако такой серьезный выбор должен делаться не раньше 9-10 класса, когда склонности уже начинают носить достаточно устойчивый характер.
Осознанный выбор
Бывает, что ребенок увлеченно занимается в танцевальной или изостудии вовсе не потому, что это его единственное призвание, а потому, что именно в этом деле он почувствовал себя комфортно и успешно. Яркие интересные педагоги, общая атмосфера творческой свободы в противовес скучным урокам физики или биологии – и выбор, казалось бы, сделан.
Поэтому если у вас нет уверенности, что творческая деятельность – единственное и раз и на всю жизнь призвание вашего чада, сделайте все, чтобы увлечь его и другими занятиями. Вполне возможно, что попав к увлеченному учителю химии в 10 классе, ваш «прирожденный музыкант» вдруг увлечется естественными науками, оставив музыку в качестве хобби.
Не ставьте при этом цель во что бы то ни стало переключить ребенка, ведь ваша задача – дать ему настоящую свободу выбора.
Дома и в коллективе
Недаром существует выражение «творческий беспорядок». Мамы «творческих натур» часто знают о нем не понаслышке. Также такие дети нередко испытывают сложности в самоорганизации – не помнят расписание уроков, неаккуратны в одежде, отвлекаются при выполнении рутинной работы. Можно ли что-то с этим сделать или стоит принять, как есть? Безусловно, можно и даже нужно, главное не переусердствовать. Постарайтесь найти способы помощи ребенку в самоорганизации. Пусть это будет какое-то расписание или другая система «напоминалок», найдите возможность сделать будничные дела более яркими. А главное, будьте терпеливы, избегайте сравнений с другими детьми, ведь каждый ребенок уникален.
Творческим натурам бывает сложно адаптироваться в коллективе. Ребенку будет проще, если он найдет в классе свое место и сможет и там применить свои способности. Для этого не помешает попросить о помощи и учителя, который, зная о талантах ребенка, сможет привлечь его к выступлению на школьном концерте, выпуску стенгазеты или предложит другое занятие по внеклассной работе.