Иногда ребенок в связи с переездом или другими обстоятельствами приходит в уже сложившийся коллектив, оказываясь там единственным новичком. Иначе обстоит дело, когда формируется полностью новый класс, например, при наборе в гимназию или при формировании профильных классов.
Стресс у школьника возникает в обеих ситуациях, однако первый вариант большинством ребят переживается тяжелее. Попадая в коллектив ребят, которые учатся вместе уже несколько лет, школьник, так или иначе, оказывается объектом повышенного внимания. Ребенок переживает, как его примут новые одноклассники, сможет ли он найти друзей. Кроме того, волнуется о том, как сложатся отношения с педагогами, не окажется ли слишком сложной учеба в новом классе.
Однако пара добрых советов не помешает, полезно поделиться и собственным опытом. Подскажите ребенку, что всегда ценится открытость и дружелюбие. Многие дети, попадая в новый коллектив, невольно дистанцируются или даже демонстрируют некоторое высокомерие. Снять напряжение и наладить первые контакты могут помочь самые простые вопросы к одноклассникам: «Во сколько бывает обед?», «Что вы обычно делаете на физкультуре?» и так далее.
Если ребенка встретили с недоверием, успокойте, что так часто бывает в новом коллективе, должно пройти время, чтобы влиться в него. А чтобы найти в классе хороших друзей, времени потребуется еще больше. Стоит присмотреться к тому, по каким правилам живет класс, как строится общение. Помогите ребенку разобраться с групповыми нормами, с классной «модой» и, по возможности, присоединиться к увлечениям одноклассников.
В то же время настройте ребенка на то, что не стоит пытаться понравиться всем, в этом состоит частая ошибка «новичков». Порекомендуйте вашему ребенку присмотреться к одноклассникам, понаблюдать за их поведением, выбрать для себя тех, кто кажется ближе по духу, по характеру. И именно с этими ребятами стараться наладить отношения. Если в класс пришло сразу несколько «новичков», то иногда бывает проще сначала завязать отношения с ними.
Первое время будьте особенно внимательны к ребенку, расспрашивайте его о школе, о ребятах, о прошедшем дне, искренне интересуйтесь его успехами. Если вы увидите, что ваш школьник постоянно подавлен и рассказывает о проблемах в отношениях с одноклассниками, возможно, потребуется ваше вмешательство в ситуацию, бывает полезно привлечь к этой работе школьного психолога и, конечно, классного руководителя.
К некоторым моментам возможно приготовиться и заранее. Еще до начала учебного года поговорите с классным руководителем. Предметом разговора должны стать и особенности программы, режима обучения, уклада школы и класса, чтобы для ребенка было как можно меньше неожиданностей. Поговорить можно и о классе, расспросив учителя о том, как обычно принимают новичков, какие традиции есть в классе, что принято и не принято и так далее.
Если в предыдущем классе у ребенка были проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, если ребенок застенчив, не уверен в себе или агрессивен, то еще до поступления в новый класс имеет смысл поработать с психологом. Это важно, чтобы трудности ребенка не помешали выстроить отношения уже в новом коллективе. Позаниматься с психологом стоит и в том случае, если ребенок пережил какие-то серьезные конфликты в предыдущем классе, снять тревогу и страх перед новым коллективом.