Музыка повсюду! Она окружает вас, обволакивая и баюкая, веселя и будоража. Правильная музыка радует, лечит, воспитывает, дисциплинирует. Если вы не профессиональный музыкант, но любитель с большой буквы, вам понятно, что начинать музыкально воспитывать ребенка надо с младых ногтей, то есть с того момента, когда он еще находится у вас в животе.
Во время беременности вы, наверняка, скупили все диски с классической музыкой и заслушали их до дыр, ходили в Консерваторию или концертный зал им. П.И. Чайковского. Ведь это так полезно! Ребенок, не успев родиться, уже гармонично развивается, толкаясь пятками во время особо сильных басов. Прекрасно, если вы действительно обожаете классику, ну а если слушаете скрепя сердце, тогда не надо себя заставлять. Чем хуже U2, или Pink Floyd или Beatles, в конце концов? Главное, чтобы музыка доставляла наслаждение, а не раздражала.
Но вот появился малыш. Уже можно начинать его музыкально развивать? Ну конечно! Малыши очень восприимчивы и с охотой откликаются на все новое.
Самостоятельные занятия
При музыкальных занятиях у ребенка задействованы оба полушария головного мозга. Возможно, вы уже сами начали музыкальное развитие ребенка, и не подозревая о том.
Нервная система новорожденных малышей еще очень неустойчива, поэтому им противопоказаны слишком громкие звуки и назойливая музыка. Иногда фоном может звучать что-то лирическое и приятное. Если мама любит петь, можно петь песенки, и не только колыбельные. Мой сын хорошо засыпал под «Этот день Победы» и «Там вдали, за рекой». Правда, после полутора лет, когда укачивание на ручках уже было невозможно, песенный период закончился. Тогда наступило время для других занятий.
Читайте чаду стихи и потешки – они развивают чувство ритма. Отстукивайте погремушкой каждый слог. Или хлопайте в ладоши. Когда малыш научится разговаривать и станет повторять выученные произведения, вам это доставит огромное удовлетворение.
Когда кроха подрастет, купите ему набор музыкальных инструментов: бубен, погремушки, бубенчики, колокольчики, дудку или свисток (когда малыш сможет дуть). Пусть знакомится. Если не жаль своих ушей, позвольте дитятке поиграть на барабанной установке, сделанной из кастрюль и крышек, с половником-шумовкой вместо барабанных палочек.
Кроме шумовых эффектов можно устроить и шуршаще-хрустящие. Здесь познание идет не только слуховое, но и тактильное. Для этого может понадобиться бумага гофре, газеты, полиэтиленовые пакеты. Положите в мешочки орехи, шишки, желуди, камешки. И шуршите, шуршите...
Звенящая-тарахтящая музыка. Как у Маршака: «Дружно играли... Чиж на гармони, чиж на гребенке, чиж на губе». Попробуйте расческу, или батарею, или стиральную доску – проведите по ним палочкой. Можно наполнить коробочки из-под «Киндер-сюрприза» бусинками и бубенчиками, нанизать на веревочку, и получится звенящее ожерелье. Побренчите связкой ключей, металлическими крышечками.
Водяная музыка: дуйте на воду, булькайте и хлюпайте. Налейте в стаканы разное количество воды – и поиграйте на таком волшебном ксилофоне металлической палочкой.
Ну, и конечно, когда малыш сможет разговаривать, разучивайте с ним песенки.
Можно также посещать специальные музыкальные занятия. Еще их называют музыкальная пропедевтика (от греч. προπαιδεύω propaideo- «предварительно обучаю»): в педагогике так называется предварительный вводный курс, изложение науки или искусства в элементарной форме. Они проводятся в небольших группах (от 3 до 10 человек) с полутора-двух лет. Раньше начинать нет смысла, потому что малыш еще не может сконцентрировать свое внимание на чем-то одном довольно долгое время, повторять движения, а уж тем более звуки. На таких занятиях малютки учатся правильно дышать, познают азы нотной грамоты, разучивают простейшие песенки, аккомпанируя себе ножками-ладошками. Развивается чувтсво ритма. Проводятся игры под музыку, например, «Как рычит лев», «Как топает слон», «Как прыгает кенгуру», «Полетели птички», «Паровозик». Октаву изображают сами детки, сидя на маленьких скамеечках и держа в руке разноцветные кружочки-ноты. Преподаватель поет гамму, а детки подпрыгивают в нужный момент. На занятиях деткам предлагается нарисовать что-либо под определенную мелодию.
В некоторых группах (как для маленьких, так и для более старших детей) применяют систему Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей» («Sclulewerk»), разработанную мюнхенским композитором и педагогом в 60-е гг. XX века на основе южно-немецкого фольклора. Он написал пятитомную «Антологию музыки». Согласно этой системе, детей, обучающихся музыке, нельзя ставить в жесткие рамки классики, им нужна своя, собственная музыка, подходящая для их психики. Орф разработал специальные партитуры, которые дети могли бы исполнять без малейшего напряжения, учились бы импровизации. Для детей музыка должна быть сопряжена с движением, что исконно характерно для всех народностей мира. Песня не песня, если ее не протопаешь и не прохлопаешь, не изобразишь зверюшку и то, как она ест. На занятиях дети играют на простых музыкальных инструментах: маракасах, цимбале, ксилофоне, треугольнике, колокольчиках.
Конечно, не все становятся Моцартами или Бетховенами, но занятия музыкой чрезвыйчайно гармонично развивают детскую натуру, способствуют познанию окружающего мира да и просто доставляют удовольствие, ведь проводятся в форме игры. А там, глядишь, можно и в музыкальную школу отдавать.