Метод кнута и пряника стар, как мир. В воспитании подрастающего поколения часто применяются как наказания (здесь мы о них говорить не будем), так и поощрения. Захваливать ребенка, и вечно петь ему дифирамбы совершенно неправильно, ведь для каждого возраста есть свои критерии поощрений и похвалы.
0-2 года: Возраст, в котором нет риска «залюбить» или избаловать ребенка. Целуйте до упаду, сюсюкайте, сколько влезет, хвалите за то, что держит головку, что взял погремушку, что повернулся на бочок, даже за то, что сделал лужу посреди комнаты. Главная премия – присутствие мамы и папы и их огромная любовь. Бесполезно применять строгие наказания: «Сиди здесь и не выходи из комнаты, пока я тебе не разрешу». Он просто не в состоянии осознать, что его наказали.
2-4 года: Формируется личность малыша. Появляются свои привычки, предпочтения. Уважайте его мнение, советуйтесь с ним. Давайте ему право выбора. Ребенок прекрасно может выразить свою позицию. Он уже в состоянии выполнить просьбу, что-то передать или принести, помочь. Если ребенок чего-то категорически не хочет, может, стоит к нему прислушаться? Хвалите его, если он что-то хорошо сделал: «Красивый рисунок. Отлично получился крокодильчик» (не обращая внимания на то, что слоник вышел немного кособоким).
5-6 лет: Плохое поведение может быть связано с недостатком внимания. Упреки за серьезные проступки должны быть сделаны строгим, но не агрессивным тоном. А еще лучше (если, конечно, речь не идет о каком-то серьезном проступке) – советовать, подсказывать, рассказывать истории из серии «а вот я, когда была маленькой построила домик под столом и одеяло придавила папиной кружкой с чаем».
6-8 лет: Положительный пример – прежде всего! Дети стимулируют в родителях положительные качества (правда, не подозревая об этом). А родители должны служить примером для своих отпрысков: вежливое обращение с ребенком и уважительное отношение к его мнению воспитают в нем тактичного человека. Никогда не ругайте ребенка за серьезный проступок на людях: это унизит его, но никак не будет стимулировать к исправлению. У детей обостренное чувство справедливости и они очень чувствительны.
8-11 лет: Поощряйте ребенка в выражении его эмоций, чувств, страхов. Его беспокойство ни в коей мере не должно быть недооценено, тем паче высмеяно. Главное – это дать понять, что вы слушаете и слышите ребенка. Ни в коем случае не предлагайте как наказание то, что вы хотели бы в ребенке простимулировать: например, чтение. Не запрещайте контактов со сверстниками.
Что обычно используется в качестве поощрений сладости, игрушки-безделушки, поход в цирк-театр-парк-зоопарк. А также какие-то действия, исходящие от родителей: пойти с ребенком на прогулку, заняться с ним лепкой из пластилина, построить что-то из конструктора, сделать из картонной коробки домик для куклы. При страшной занятости родителей даже такие простые и обыденные жесты могут оказаться для ребенка волшебной наградой. Например, если малыш привык, что обычно его укладывает спать мама и читает ему книжку, поощрением в этом случае может стать папино чтение: «Иди скорей чистить зубы, папа ждет-не дождется, когда можно будет тебе почитать на ночь!»
Дети будут стараться вести себя хорошо, если родители будут концентрировать свое внимание на их хорошем поведении и вовремя хвалить и поощрять. Дети очень восприимчивы к похвалам и несколько тщеславны: «Я самый лучший!» На этом можно сыграть: придумать систему поощрений. Здесь вариантов может быть множество.
Медали. Сделайте из цветного картона и повесьте на красивые ленточки разноцветные медали. Пусть красный цвет символизирует плохое поведение, зеленый – приличное, желтый – хорошее, синий – замечательное. Медалей нужно сделать побольше, ведь ребенок может за день получить несколько медалей. Устроил истерику в магазине, но помог маме сложить покупки в сумку – красная и синяя медали вместе. Хорошо ел за ужином, но специально перевернул тарелку и высыпал содержимое на пол – желтая и красная. Если такая градация может показаться слишком сложной, сделайте всего две медали любимого цвета.
Кубки. За спортивные достижения вручаются кубки. Кубок можно сделать из пластиковой бутылки, обернув ее фольгой. В парке научился сам качаться на качелях – кубок. Сам проделал долгий путь пешком до дома, не капризничая и не просясь на руки – кубок. Играл с новыми друзьями в мяч и ни с кем не подрался – кубок.
Пиратский клад или сокровища принцессы. Спрячьте сундук с сокровищами – конфетками, новой мелкой безделушкой. Укажите стрелочками направление. Пират или принцесса, заслужившие свое сокровище примерным поведением, отправляются на поиски.
Турнирная таблица. На видном месте повесьте разлинованный лист бумаги. Можно прикрепить его магнитами на холодильник или кнопками к пробковой доске. Графы в таблице зависят от возраста ребенка. «Выполнение домашнего задания», «уход за домашним питомцем», «вынос мусора», «уборка в комнате» – для более старших. «Сложил игрушки в коробку», «сам оделся и надел обувь», «сам почистил зубы» – для более маленьких. Вместо скучных надписей используйте смешные картинки. Справа в вертикальной колонке – задания, слева наверху – дни недели. После каждого выполненного задания ставится бонус – это может быть красивая звездочка, которая на липучке будет прикрепляться рядом с заданием. В конце недели папа оценивает количество звездочек и предлагает награду – поход в Политехнический музей или в цирк. То, что осталось неотмеченным в таблице, просто забываем. Главное – положительные эмоции и удовлетворение от проделанной работы!