Знаете ли вы, что для детей не существует понятий «чисто» и «грязно»? «Мокро», «неудобно», «неприятно» – да, сколько угодно. И в теплую глину на тропинке малыш полезет с искренним удовольствием, и мягкую муку, смеясь, рассыплет по полу – это же так интересно. О том, что способен сделать любопытный годовалый человечек с содержимым памперса, даже представить страшно.
Для ребенка это естественная часть познания мира, а хорошо или плохо пачкать штанишки или разрисовывать обои ему объясняют родители. Поэтому не ругайте малыша за перемазанные вареньем щечки – он развивается.
«А как же я?» – вздохнет измученная мама, которой в десятый раз за день пришлось убирать за сыночком. И тоже будет права. Чтобы «цветы жизни не росли на могилах родителей», нужно выработать ту модель поведения, при которой развитие ребенка не будет происходить за счет комфорта взрослых.
Направляем познавательную энергию ребенка в мирное русло. Рассыпать крупу? Замечательно, пусть сыпет в таз, откуда ее можно собрать назад, вместе с малышом. Заодно потренирует мелкую моторику. Поиграть с мукой, старой помадой или пальчиковыми красками? В ванне перед вечерним купанием. Порисовать на обоях? Закрепляем большой лист бумаги на стене в детской.
Всегда можно отыскать вариант, при котором ребенок удовлетворит свое любопытство, а дом при этом не пострадает. Главное – объяснить, где, когда и как это можно делать. Чем именно обои в гостиной у бабушки отличаются от альбома, почему бабушке будет приятно посмотреть на художества внука только со стороны.
С самого нежного возраста приучайте деток убирать за собой все рассыпанное, разбросанное и размазанное. Пусть малютка сделает это неуклюже, кое-как, но зато уборка войдет в привычку – а от привычек, как вы знаете, очень тяжело отказаться.
Не ругайте малыша за то, что он грязный, а хвалите, какой он чистый и аккуратный. Пусть «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» станет девизом. Грязнулю переоденьте в другую одежду, умойте, приведите в порядок и подведите к зеркалу полюбоваться собой. Если платье или брючки испорчены – не наказывайте, а показывайте – вот, краска попала на ткань, ее не удалось отстирать, вещь «потеряла вид», очень жаль. Важно следить, чтобы малыш был умыт и опрятно одет, даже дома. И при этом, чтобы родители одевались не хуже. Папа в потной майке и старых трениках или мама в засаленном халате вряд ли смогут приучить чадо беречь вещи.
Ребенок копирует поступки родителей, ему необходим хороший пример. Пусть он видит, как папа и мама убирают за собой посуду, кладут на место вещи, чистят обувь. Установите правила порядка и соблюдайте их всей семьей. Если папа, вернувшись из гаража, не моет руки, а мама оставляет по всему дому косметику – вряд ли сын согласится складывать игрушки и умываться после прогулки. А если малыша заставить, уборка свяжется с чувством обиды «почему взрослым можно, а мне нельзя».
Тревожный симптом – сознательное неряшество у ребенка 4-5 лет, когда он уже понимает, что быть грязным плохо. Стоит понаблюдать, чтобы понять – почему сын или дочь не следят за собой, пачкают вещи и тело. Иногда таким странным образом проявляется художественная одаренность: ребенку хочется рисовать все время. Дабы минимизировать ущерб, следите, чтобы у будущего Пикассо было достаточно рисовальной бумаги. Иногда это высокий темп жизни, избыток активности – у малыша (чаще мальчика) столько важных на его взгляд дел, что подумать о чистоте он просто не успевает. Иногда так выражается протестное поведение ребенка, у которого много запретов, границ и поводов быть недовольным родителями – назло маме не почищу зубы.
Помимо прочего неряшество может оказаться симптомом внутреннего конфликта, формирующегося комплекса неполноценности, проблем в саду или школе и даже предвестником психического заболевания. Если чистоплотный ребенок резко стал неаккуратным, пачкает себя всякой грязью, и при этом плаксив, угрюм, ест сильно больше или сильно меньше обычного – лучше проконсультироваться с психологом.