Домашний папа: хобби как призвание

Домашний папа: хобби как призвание

Домашний папа: хобби как призвание
Как сделать так, чтобы увлечение ребенка стало его призванием?

картинг1
У моих близнецов день рождения в конце июля. Самое неподходящее для детских праздников время. Все нормальные друзья и подружки в это время разъезжаются по морям, дачам, деревням, лагерям… По сей причине – детские дни рождения практически всегда мы устраивали в узком семейном кругу. Скромное «деньрожденное» застолье всегда для разнообразия дополнял after-party – развлекательная программа вне дома под названием «Расколбас», включавшая посещение кафе, магазинов, кинотеатров и аттракционов. В 2002 года на одиннадцатилетие девочек мы ехали на «расколбас» и увидели яркую вывеску «Картинг». Естественно, уже через несколько минут дочки переоделись в пахнущие пережженным машинным маслом грязноватые комбинезоны, нацепили яркие колпаки гоночных шлемов на головы и зажгли огоньки в глазенках! Думаю, другого такого восторженного визга картодром не слышал ни до, ни после! От радости дети орали так, что их крики перекрывали шум двигателей, которые были оснащены глушителями лишь номинально…

Я наблюдал за вторым или третьим заездом, когда ко мне подошел пожилой мужчина. Представившись тренером секции по картингу, он начал расспрашивать об одной из дочерей. По его словам, у девочки была «правильная посадка и хват, она будет ездить», что значило – у нее есть способности к автоспорту. Быть гонщиком Саша, дочь, на которую обратил внимание тренер, согласилась с ходу. Наташа, которую Владимир Маслов тоже приглашал, но не настойчиво, а за компанию – без всяких обид наотрез отказалась.

Наша гоночная семейная история продлилась семь лет. Владимир Дмитриевич, первый  тренер дочери, в свое время чемпион Москвы и Советского Союза по кольцевым гонкам, был удивительным человеком, уникальным наставником, он умел рассмотреть в детях потенциал и дать ему раскрыться. Светлая ему память…

Мы начинали заниматься картингом,  закончили, выступая в одном из самых экстремальных видов автоспорта: «гонках на выживание». В семнадцать лет ребенок, тогда все силы тративший на поступление в Университет, стал тяготиться тренировками и соревнованиями, «перехотел». Ее последняя гоночная машина до сих пор стоит в загончике около гаража, неподалеку от того самого первого картодрома, где мы начинали «кататься». Семь лет автоспорта – это период сильных эмоциональных переживаний, нешуточных обид, риска и тяжелого физического труда. Саша долго не могла стать первой. Девочкам трудно выступать в этом сугубо мужском рисковом виде спорта. Только под конец своей спортивной карьеры она стала регулярно забираться на верхнюю ступень пьедестала, а до этого чего только не было – обиды, истерики, слезы, травмы. Удивительно, но ребенок, выросший за рулем, у которого полная антресоль победных кубков и мешок медалей, добытых на автомобильных гонках, так и не смог получить права в ГИБДД. Инспекторы дорожной полиции умудрялись раз семь запутать девушку при сдаче вождения в городе!

carting2

Казалось бы, какой был смысл в этом занятии, если нет в нем сейчас практической пользы? Отвечать банально про то, что спорт воспитал в ребенке волю к победе или упорство к достижению цели и так далее, я бы не стал. Но факт – во время занятий картингом Саша подружилась с местной дворнягой по кличке Федор (Достоевский). По дороге на тренировки мы регулярно покупали псу косточки, дочь в перерывах между заездами делилась со своим новым приятелем вкусными плюшками, которые мама пекла нам в дорогу. Дружба с облезлой псиной так тронула ребенка, что Саша написала трогательный рассказ, в котором рассказывалось о ребятах-спортсменах и трогательном подлизе Федоре. Рассказ был опубликован в местной газете. Потом ребенок получил за него маленькую литературную премию, поверив в себя, стал писать в подростковые глянцевые издания. И так далее – одно цеплялось за другое, а сейчас она снимает очень трогательные документальные фильмы на социальные темы…

Кроме автоспорта, наши дети занимались иностранными языками, фотографией, театральным искусством, балетом, скалолазанием, скейтбордом, журналистикой и еще многими другими вещами, о которых я сейчас уже и не помню. Мама девочек утверждает, что у нее была твердая уверенность, что для воспитания развитых, творческих детей, непременно будут необходимы и достаточны занятия иностранными языками и танцами. С танцами у нас в семье, откровенно говоря, не сложилось – Сашу, у которой крепкая, спортивная фигура, выгнали из студии, когда она при выполнении батмана сломала балетный поручень. Наташа – ее близнец, ушла из танцевального кружка из чувства солидарности с сестрой… С иностранными языками нашей семье повезло больше, чем с танцами. Мы достаточно рано нашли «нашего» педагога, который смог увлечь детей настолько, что девочки влюбились и в учителя, и в английский язык. На филологическом поприще преуспела Наташа – она выигрывала в школе все олимпиады по этому предмету, год назад получила диплом переводчика, по направлению университета над дипломом работала в Британской библиотеке, сейчас специализируется на мемуарах британских политиков. А мама до сих пор очень переживает, что мы не смогли найти педагога по рисованию – у детей были задатки.

Жванецкий как-то сказал, что дети должны заниматься фигурным катанием, тогда есть вероятность, что кого-нибудь из них покажут по телевидению. Думаю, великий юморист ерничает. Воспитывать детей, имея в виду будущую славу, «дело дохлое». Не все выпускники Центральной детской музыкальной школы при московской консерватории становятся Ростроповичами. Мало того, Мстислав Леопольдович в ней даже не учился. Мы должны мечтать о том, что наши дети вырастут творческими, развитыми людьми, и сами выберут, чем заниматься.

Владимир Сарана

Домашний папа

Впрочем, ни дополнительные занятия, ни секции и студии, сколько ими не нагружай ребенка, не дадут гарантии того, что ребенок, повзрослев, вырастет успешным, счастливым, энергичным человеком. Ведь есть еще мораль, нравственность, которые нужно прививать. «К чему вы готовите сына», – спросили как-то Николая Пирогова. «Быть человеком!» – ответил великий русский общественный деятель, хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог, отец двоих детей. «Разве вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди». Этот диалог великий гуманист, отдавший много сил российскому образованию, медицине, общественным отношениям, поставил эпиграфом к своей довольно нудной, но примечательной, статье «Вопросы жизни» в 1856 году. И эти нравственные «вопросы жизни» до сих пор не менее актуальны. Как говорится, важно не только «кем быть, но и каким быть!». Но это уже другая история…

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню