Уже в коллективных играх дошкольников довольно ярко выделяются ребята с лидерскими задатками. Они пытаются управлять другими, организовывать какие-то общие занятия, к их мнению прислушиваются сверстники. Пусть лидируют они не всегда умело и эффективно, но очевидно, что усидеть в сторонке и просто играть по правилам такому ребенку сложно. Мало того, маленький командир пытается выстроить всех по-своему и дома, раздавая инструкции родителям, бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям.
Как отличить лидерство от своеволия?
-
Истинный лидер не будет добиваться своего с помощью истерик и приказов. Ребенок-лидер умеет завлечь в игру других детей, грамотно объяснить правила и готов взять на себя ответственность за ее проведение.
-
Настоящий лидер – лидер везде. Если ребенок дома всех «строит», а в детском саду предпочитает отмолчаться, скорее всего, это лишь способ взаимодействия с родителями, а не характерная черта малыша.
-
Лидер обычно спокоен.
-
Лидерские задатки проявляются не только в общении, но и в мышлении. Ребенок-лидер склонен планировать и просчитывать различные стратегии, причем это может проявиться в 3-4-х летнем возрасте.
-
Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, занять себя.
-
Маленькие лидеры – прекрасные наблюдатели. Интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них очень рано. Ребенок-лидер способен уговорить сверстника, к примеру, отдать машинку не хитростью, а на основе выгоды для другого малыша. «Давай машинку мне, потому что у меня есть коробка – у нас будет космический корабль, и мы вместе полетим спасать планету».
-
В детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции посредника при разрешении различных конфликтов.
Как воспитывать лидера?
Лидерские качества проявляются уже в дошкольный период, и уже в это время требуют корректировки и направления в правильное русло. Школьнику требуется еще больше внимания. Прежде всего, важно развивать у ребенка-лидера ответственность за команду, ценность общего дела, а не собственных амбиций. Поясняйте ребенку, что настоящий лидер всегда умеет прислушиваться к другим и учитывать чужие мнения.
Помогите ребенку найти адекватную площадку для самовыражения. Если у ребенка будет дело (будь то спорт, учеба, танцы или выпуск школьной газеты), в котором он сможет использовать все свои возможности, добиваться результатов - он научится целеустремленности, а не будет разбрасываться в поисках реализации своих склонностей.
Дети-лидеры очень чувствительны к оценкам их деятельности. Очень важно с малых лет учить ребенка воспринимать критику как стимул к развитию, ошибки - как уроки, а неудачи - как неизбежное побочное явление, когда ставишь большие цели.
Родителям ребенка-лидера нужно уделять особое внимание воспитанию ценностных ориентиров у ребенка. У вас растет личность, способная повести за собой других. И очень важно, куда именно. Присматривайтесь к тому, кого выбирает ребенок в качестве своих кумиров, «злодеев» или «благородных героев», дело в том, что в «злодействе» лидерство обычно более наглядно и очевидно.
Ребенок и родитель – кто кого?
Иногда родители, если они сами лидеры по натуре, неосознанно начинают устраивать домашнее соревнование «Кто главный?». Очень важно избегать такой ситуации. Чему нужно учить ребенка-лидера, так это сотрудничеству, а конкуренции они научатся и сами. «Давай вместе!» - пусть ваш ребенок слышит чаще эту фразу.
Ребенок в любом случае должен признавать авторитет родителя. Стоит обсуждать непростые ситуации с ребенком на равных, давать ему возможность проявить себя и аргументировать свою позицию. Но окончательное решение в сложных ситуациях должно оставаться за родителем.
Даже прирожденный лидер, пока ему не исполнилось 18, прежде всего, все еще ребенок. Это значит, что его нужно воспитывать. Помогать найти пути развития качеств, способствовать использованию их во благо самого ребенка и окружающих его людей.