Немудрено, что рабочие отношения часто переходят не только в служебные романы, но и складываются в дружеские повести. Кадровики предупреждают: работа – не место для дружбы, психологи же настаивают на том, что для плодотворного труда необходима обстановка полного доверия и взаимного интереса к переживаниям и делам товарища-сослуживца. На чьей стороне правда?
Преимущества дружбы на работе очевидны: товарищеский дух помогает взаимодействовать с коллегами, доверять друг другу и искать пути решения проблем. Вы не боитесь откровенно высказывать свое мнение, можете обсудить любой вопрос, а рабочий день из ежедневной рутины легко превратить в плодотворное и занимательное действо. Люди, которые привязаны к друзьям на работе, склонны мириться с небольшой зарплатой, большим напряжением и с неидеальными должностными инструкциями. Так уж устроен человек, что беды и несовершенства сценария судьбы ему гораздо легче переносить в компании друзей-соратников.
Главное проблема дружбы на работе – это неумение людей установить границы и ясно понимать, где заканчиваются рабочие отношения и начинается дружба.
Правила дружбы на работе
1. Разговоры
Если вы и коллега хорошие друзья, то наверняка тем для обсуждений более, чем достаточно. Планируете отпуск, покупку дома или решаете проблемы с родственниками – беседы, не связанные с работой, лучше стараться обсуждать во внерабочее время. А вот после работы, отмечая вместе семейные праздники или просто сидя вечером в уютном кафе, лучше забыть о рабочих проблемах и вопросах.
2. Избегайте отчуждения других коллег
Если вы дружите с коллегой вне работы – прекрасно, но не создавайте лишние барьеры для общения с остальными сослуживцами. Сотрудники, которые исключены из вашего дружеского круга, не участвуют в обсуждениях, автоматически отдаляются от вас и в рабочем плане.
3. Под прикрытием
Дружба с коллегой не должна прикрывать его непрофессиональное поведение или плохую работу. Например, если товарищ постоянно просит вас подстраховать, оправдать перед начальством или перекладывает свою работу на вас, прося оказать дружескую услугу. Такая работа под прикрытием дружбы может не просто стать в тягость, но и даже принести неприятности.
4. Дружите вне работы
Офисную поверхностную дружбу очень легко отличить от настоящей. Когда вы меняете место работы или должность, или просто переходите в другой отдел, то объединявшие вас ранее обстоятельства автоматически исчезают, а вслед за ними и офисная дружба. Больше вас ничего не связывает и даже не о чем общаться. Поэтому если вам, действительно, интересен и приятен человек и вы хотели бы с ним дружить вне офисных стен, то впускайте его в свою жизнь и вне работы. Ищите общие интересы, общие ценности, доверяйте другу.
5. Без сплетен
Сплетни – это всегда рискованное дело. Как бы вы ни доверяли другу-коллеге, и всегда могли по любому поводу поплакаться в жилетку, все же не соблазняйтесь на вариант «почесать языками». Избегайте обсуждений личной жизни коллег, вопросов зарплаты, а также муссирования различных домыслов. Впрочем, некоторые сплетни могут быть конструктивными, например болтовня об офисной политике или рабочих моментах вполне приемлема на рабочих местах.
Мой друг босс?
В дружбе с боссом, главное – не переусердствовать. Соблюдайте дистанцию в офисе, оставаясь профессионалом и не используя дружбу ради собственной выгоды. Не старайтесь выбиться в любимчики и выделиться среди других коллег, иначе рискуете не только окружить себя негативно настроенными коллегами, но и подорвать репутацию друга-начальника.
Мы попросили читателей поделиться опытом офисной дружбы. Вот, что нам рассказали:
«После института мы вместе с лучшей подругой пришли работать в одну компанию. Начинали на одинаковых должностях, вместе были менеджерами по продажам. Мои успехи – чуть хуже, я больше внимания уделяла личной жизни, а вот подруга Наташа полностью сосредоточилась на карьерных достижениях. Спустя два года она стала руководителем отдела, а еще через полтора – коммерческим директором. Я же по-прежнему менеджер. На нашей дружбе это почти никак не отразилось, на работе вместе ходим обедать, после работы друг к другу в гости. В офисе стараемся разговаривать исключительно по рабочим моментам, бывает даже спорим, зато в выходные снова превращаемся в веселых лучших подружек и «валяем дурака», как маленькие».
Светлана, менеджер, 27 лет
«Независимо от места общения – будь это работа, дом, кафе или парк; а ваш собеседник начальник или подчиненный – в любом случае нужно оставаться человеком. Я всегда знал для себя, что буду заниматься тем делом, которое будет приносить мне удовольствие. А где еще, если не на работе, мы можем встретить большое количество людей со схожими интересами? Так почему бы нам не общаться с ними и не заводить приятные дружеские связи? Общение и дружба с коллегами мне дается легко, потому что стараюсь понять человека и придерживаюсь понятия – взаимоотношения первостепенны. Совет тем, у кого не складывается дружба с коллегами на работе – попробуйте мой метод общения».
Олег, журналист, 21 год
«В свое время я пять лет отслужил в армии по контракту. Сегодня работаю в офисе крупной московской компании и, оглядываясь назад, понимаю, что дружба на работе – это должно быть нечто большее, чем каждодневная болтовня за обедом. Речь идет о едином товарищеском духе, совместном движении к цели. Солдаты в армии образуют прочные связи, выполняют ту или иную миссию, задачу, потому что они верят в цель, доверяют и полагаются друг на друга, готовы протянуть руку помощи, они – одна команда, один целый мощный механизм и только так можно победить».
Максим, юрист, 38 лет