Прежде всего, скажем, что правила интернет-торговли определяются статьей 26.1 Закона «О защите прав потребителей» (ЗЗПП) «Дистанционный способ продажи товара». Самым важным, пожалуй, здесь является п.2: «Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора».
Здесь сказано практически все, что нужно знать покупателю в интернет-магазине – а это и есть один из видов дистанционной торговли. Но на практике, как всегда, покупатель может столкнуться с самыми неожиданными проблемами. Например, вот возмечтавший о новом холодильнике гражданин, понажимав разные кнопки на клавиатуре компьютера и пошарив мышкой по монитору, увидел на экране свой вожделенный холодильник по удивительно низкой цене. Ведь из-за меньшей, чем в обычном магазине, стоимости товара и удобстве его доставки прямо в квартиру мы и пользуемся этой современной формой торговли.
Но интернет – это ведь такая огромная виртуальная Вселенная, которую ни попробовать на вкус, ни потрогать невозможно. А вдруг это вовсе не настоящий, а подставной интернет-магазин? Менеджер интернет-магазина Ольга С. говорит нам, что именно клиент должен обязательно увидеть на сайте это магазина:
«Прежде всего – номер телефона администрации магазина. Некоторые практикуют общение с клиентом по электронной почте, но это неуважение к покупателю, а также уход от реального общения с целью при возникшей проблеме уйти по-английски. Предпочтительно наличие адреса офиса и юридическое название магазина в разделе «Контакты» или «О нас».
Итак, если все это есть, да вы еще и не поленились позвонить по указанному номеру, то этот магазин – настоящий. А настоящий, уважающий вас и себя интернет-магазин обязательно должен работать, то есть позволять заказывать технику с сайта, ежедневно и круглосуточно! Эта форма заказа наиболее удобна и для клиента, и для продавца, так как при заказе с сайта товар автоматически бронируется, оформление значительно упрощается и быстро оформляется доставка.
Кстати о доставке. Ваш холодильник или телевизор должны доставить на следующий день после оформления заказа, но уж никак не позже 3 дней. Некоторые интернет-магазины начали привозить бытовую технику чуть ли не в день заказа, вечером, но это пока редкость. При этом, согласно п.3 статьи 26.1 ЗЗПП «потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена (полная) информация о товаре, а также информация о порядке и сроках возврата товара». Да, купленное в интернет-магазине можно точно также вернуть продавцу, как и в обычный магазин, но об этом чуть позже.
Итак, в договоренное время товар вам привезли. Его можно оплачивать как наличным, так и безналичным способом. Перед оплатой, разумеется, надо внимательно осмотреть доставленный товар. Имейте в виду, что при безналичной оплате техника поставляется на следующий день после прихода денег на расчетный счет магазина. Ну, это нормально. А вот как осматривать товар, например, бытовую технику?
Ольга С. советует вам обратить внимание на наличие заводской
таблички-шильдика (на корпусе или внутри прибора), где указаны: наименование устройства, сервисный (продуктовый) и серийный номера.
При отсутствии такой таблички технику принимать не стоит! А поскольку товар доставляется клиенту в фирменной закрытой упаковке производителя, то покупателю следует удостовериться, что модель доставлена в полном соответствии с его заказом, и внешний вид товара соответствует норме. Разумеется, не должно быть дефектов, комплектация должна быть полная. Только после этого расписывайтесь в путевом листе доставщика. В комплект должны входить фирменный гарантийный талон от производителя, русскоязычная инструкция и документ об оплате.
Имейте в виду, что отсутствие инструкции на русском языке – грубейшее нарушение всех мыслимых законов и правил торговли. (Только между нами! Отсутствие такой инструкции – один из любимых способов давления «потребительских террористов» на магазины. Купят что-нибудь, попользуются, потом вернут в магазин, ссылаясь на нерусскую инструкцию, а то еще и в суд подадут, да и выиграют).
Покупка совершена. Но через пару дней вы обнаруживаете, что компрессор слишком сильно шумит, а подключить к телевизору приставку не получается – это значит, что вы обнаружили скрытый дефект, товар оказался ненадлежащего качества. В этом случае в течение 7 дней необходимо сделать заявку в сервисный центр, указанный в гарантийном талоне. Это важно – обмен товара или возврат денежных средств оформляется только на основании акта сервисной службы производителя. Но товар может не понравиться и просто так – например, по цвету, и не вам, а приехавшему из командировки мужу. Имеете право обменять, но по определенным правилам. Правила обмена товара надлежащего качества указаны на нашем сайте.
Напоследок дам еще один совет. Если вы собрались покупать достаточно дорогой и неизвестный вам ранее товар – тот же холодильник, или телевизор, или что еще, заранее сходите в обычный магазин и посмотрите собственными глазами на технику, выбранную вами по картинке на сайте интернет-магазина. Реальный телевизор может и не понравиться. В еще большей степени это важно, если вы собрались купить в интернет-магазине одежду или обувь, в том числе – и особенно, для своих детей. Вообще-то я советовал бы покупать в интернет-магазинах только те виды одежды или обуви, которые не слишком дороги и, самое главное, если вам не так уж важны размер, цвет или фасон будущей покупки.