Всех нас, граждан России, можно разделить на множество групп по самым различным признакам: женщины и мужчины, дети и взрослые, подчиненные и начальники, ВИП-модели и пенсионеры, богатые и бедные, велосипедисты и владельцы автомобилей, любительницы абсента и авторы виртуозного «оливье». Но нечто очень важное нас всех объединяет – все мы потребители. Понятно, что потребителями являются все покупатели товаров или услуг, но ведь и продавцы после работы становятся покупателями – а частенько и на работе. Скажем честно – мы любим покупать, и даже отдавая немалые деньги за покупку, испытываем все-таки удовольствие от разумно сделанного выбора. Этот раздел сайта призван помочь покупателю принять правильное решение, не попасться на подделке и уверенно общаться с продавцом.
Обменяй или отдай деньги!
Начнем с конца – ошибку вы уже совершили и купили совсем не то, что собирались. Купленная курица оказалась ровесницей первого состава «Виагры», а ЖК-телевизор показывает по всем каналам только «Черный квадрат» Малевича. Вообще-то в такие ситуации лучше не попадать, и чаще всего это удается, но, положа руку на сердце, сознаемся, что ккаждый из нас когда-нибудь да попадался впросак и пыталася вернуть продавцу синюшную птицу и набор микросхем. То есть попытаться обменять подозрительную тушку на свежую курятину, а слепоглухонемой телевизор − на стопрограммное чудо корейских умельцев. Или хотя бы деньги вернуть.
Как правильно выбирать и покупать – поговорим позже, причем подробно и с примерами, а пока опишем юридическую сторону вопроса. На нашей стороне Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1992 года с изменениями по состоянию на 2012 год.
Прежде всего – продовольственные и непродовольственные товары бывают ненадлежащего и надлежащего качества. Если вы купили товар ненадлежащего качества – в чайнике трещина, в сапожках обнаружилась дырка, в булочку вместо изюма запечен таракан, молоко скисло, то тут вообще говорить не о чем – обязаны обменять или вернуть деньги. Лучше взять деньги, в сапожках того же производства может обнаружиться еще какой-нибудь подвох, а в новой булочке вместо изюма − гайка.
Однако если продовольственный товар имеет надлежащее качество, то обменять его или вернуть деньги нельзя. Да и зачем? Если вы заметили за собой, что уже не в первый раз собираетесь менять одно хорошее на другое такое же, то начать стоит с визита к психологу. Шопоголизм – это болезнь, хоть и не смертельная для человека, но мучительная для кошелька.
Но если надлежащее качество имеет непродовольственный товар, то в ряде случаев его можно обменять или вернуть деньги. Про это написана соответствующая статья Закона и как всегда, юридически безупречным, однако суконным языком. Поэтому эту статью мы слегка перепишем и подсократим, но без ущерба для смысла.
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если этот товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен в течение 14 дней, не считая дня покупки. Обмен такого товара проводится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара. Но если таких документов нет, то можно ссылаться на свидетелей.
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже в день обращения к продавцу, потребитель вправе потребовать возврата уплаченных за товар деньги. Деньги должны вернуть в течение трех дней со дня возврата товара. Впрочем, потребитель может договориться с продавцом об обмене товара, когда аналогичный поступит в продажу, причем продавец обязан немедленно сообщить потребителю о поступлении товара в продажу.
Все бы хорошо, но статья 25 относится далеко не ко всем товарам. Проще перечислить НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ, которые НЕЛЬЗЯ возвратить или обменять на аналогичные, но других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Этот перечень введен Постановлениями Правительства (ПП) России.
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, медицинские приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми) и – ВНИМАНИЕ! – лекарства.
Комментарий. Например, градусник или тонометр не лечат и не обеспечивают профилактику заболеваний. Их можно обменять.
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей − ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
Комментарий. Покупаем рулон обоев. На рулоне написано, сколько в нем метров, но товар-то опускается не метрами, а рулонами. Значит, можно поменять!
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
Комментарий. Существует товарный справочник типа «что есть что». Если хочется поменять не копеечные носки, а сравнительно дорогую вещь, то придется уточнить, входит ли товар в перечень. Впоследствии мы этот подробный перечень поместим на сайт.
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищей, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).
Комментарий. Не пластмассовые товары, например, фарфоровый чайник или хрустальный графин обменять можно. А вот времена, когда красивые пластиковые пакеты считались признаком достатка – прошли, и поменять их нельзя (если кому-то придет в голову такая странная идея).
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
Комментарий. Нельзя поменять только то, что в скобках. Письменный стол и табуретку поменять можно. Подробный перечень групп мебели также впоследствии поместим на сайт.
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельхозработ; прогулочные суда и другие бытовые плавсредства.
Комментарий. Детский велосипед поменять можно!
11. Технически сложные бытовые товары, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства).
Комментарий. Но если гарантийный срок не установлен (так редко, но бывает), то можно и поменять. Кроме того, продавец может и пожалеть вас и поменять товар, даже если гарантийный срок установлен. Но не обязан!
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
Комментарий. Речь идет о средствах самообороны, для занятий спортом, охотой, для использования в культурных и образовательных целях. То есть нельзя обменять охотничье ружье, пневматику, газовый пистолет, электрошокер, клинок, антиквариат - также имеется подробный перечень. О боевом оружии (например, автомат Калашникова), речь, разумеется, вообще не идет.
13. Животные и растения.
Комментарий. Попугай оказался не говорящим, а угрожающая расцветка на сторожевом псе была нанесена краской. Не поменяют! Но во втором случае это уже мошенничество, и следует обратиться в полицию.
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации – кино- и фотоматериалы, видео, дискеты, флешки и т.д.).
При разговоре с продавцом стоит подчеркнуть ему, что пункты 1−7 и 12, 13 утверждены ПП от 20.10.1998, № 1222, а пункты 8–11 и 14 утверждены ПП от 20.10.1998 № 1222 и от 06.02.2002 № 81. То есть отказ обменять или возвратить товар означает неуважение и неподчинение самому Правительству России! Что делать в случае такого незаконного отказа продавца, мы поговорим немного позже.
Честно говоря, применять Закон в каждом конкретном случае не всегда просто, есть масса нюансов, постоянно появляются новые товары, которые трудно отнести к какому-либо из пунктов 1–14. Обратитесь на наш сайт, и мы все разъясним.
Если вы столкнулись с недобросовестными продавцами, приобрели товар ненадлежащего качества, или хотите вернуть платье неподошедшего размера, но не знаете как это сделать — присылайте нам ваши вопросы, и наш эксперт Петр Образцов ответит на них. Адрес для писем: info@domashniy.ru. В теме
письма обязательно укажите: «Вопрос эксперту»