Мы в сотый раз приковываем взгляд к экрану, когда там идет «Джейн Эйр» или «Сага о Форсайтах». Но не только потому, что нас очаровывают вечные истории о любви, преданности, благородстве и чувстве долга. Есть в них еще одна, казалось бы, малозаметная «изюминка»: струящиеся ткани, шуршание кринолинов, соблазнительные, но весьма элегантные декольте, женственные корсеты… Какая женщина не мечтает хотя бы однажды примерить все это великолепие, появившееся в Великобритании, да и во всей Европе вместе с эпохой королевы Виктории?
Ее начало можно считать еще и временем рождения истинной английской леди – той, которой стремятся подражать почти все женщины в мире.
Скромность и приличие
Несмотря на высокое происхождение, будущая королева Виктория в детстве была лишена традиционной для монарших фамилий роскоши. Ее отец неожиданно ушел из жизни, когда наследнице престола не исполнилось и года, не оставив после себя ничего, кроме долгов.
Семья долгие годы жила в режиме жесткой экономии, а в гардеробе будущей правительницы одной из величайших империй мира было всего одно платье. Новое шилось лишь тогда, когда девочка вырастала из прежнего. Но никакие, даже самые стесненные, обстоятельства не отменяли главного постулата высшего общества: безупречности во внешности и манерах.
Виктория навсегда усвоила полученные в детстве уроки. И считала женщин, часто меняющих наряды и украшения, легкомысленными транжирами. Конечно, взойдя на престол, она облачалась в роскошные туалеты и блистала в ослепительных фамильных драгоценностях британской королевской семьи, но это была лишь дань престижу.
Сдержанность в одежде вовсе не означала плохого качества или неудачного фасона. Ведь именно британцам принадлежит знаменитая фраза: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
К тому же, никто и ничто не в силах отменить молодость, любовь и романтику – а именно этими чувствами была пропитана так называемая ранневикторианская эпоха – начало правления королевы, которой суждено было править Великобританией дольше всех своих предшественников и последователей.
Очарование женской слабости
Итак, принявшая бразды правления Британией Виктория молода, влюблена в своего молодого супруга и безмерно счастлива. И подданные не могут не почувствовать этого. Страна устремлена в будущее и полна мечтаний и надежд. Естественно, что мода того времени ориентирована на романтику и юность.
Дамские туалеты становятся подчеркнуто женственными. В моду входит силуэт «песочные часы». Пышные, сложные рукава, тонкая, «осиная» талия и огромная, длинная юбка, напоминающая колокол. Столь замысловатую конструкцию даже сложно было назвать платьем. Еще труднее было обеспечить надлежащий уход за таким туалетом. Да и двигаться в нем было весьма затруднительно. Не говоря уж о том, что такой фасон красил далеко не каждую женщину. Но дамы вместе с умельцами-портными нашли выход из положения. Жизнь платью (которое, учитывая сложность исполнения, недешево стоило) продлевало хорошее качество ткани и сдержанные (читай: немаркие) цвета. А чтобы образ не получился удручающе тусклым, модницы освежали его белоснежными воротничками и манжетами, умело дополняя украшениями.
Чтобы фасон зрительно не делал невысокую женщину еще ниже, в моду вошли высокие прически, а за тонкость талии отвечал изобретенный в скором времени корсет.
Кстати, мужская мода за время правления Виктории претерпела минимальные изменения, оставаясь верной строгости фасонов вкупе с максимальным удобством – ведь мужчина вел гораздо более активную жизнь, чем его прекрасная и хрупкая половина. Единственным испытанием, «роднившим» некоторое время леди и джентльменов, был корсет – согласно светским приличиям, мужчина должен был выглядеть атлетически сложенным и подтянутым, поэтому данную от природы и не всегда совершенную фигуру также приходилось корректировать. Весьма способствовал элегантности образа и изобретенный несколько позднее (во времена расцвета викторианской эпохи) смокинг.
Глоток свободы
Во время расцвета викторианской эпохи Великобритания вместе со всей Европой делала семимильные шаги по пути технического прогресса. И мода тоже понемногу становилась индустрией. Деревенские ткачи, обувщики и портные-одиночки еще были востребованы, более того – их искусство высоко ценилось и считалось чуть ли не элитарным, однако одежду, обувь и аксессуары уже полным ходом производили на фабриках. Их продукция была качественной, выглядела вполне достойно и при этом стоила гораздо ниже, чем вещи ручной работы. Позволить себе модные обновы могли уже многие.
Неизбежное следствие прогресса – эмансипация – уже наступало на Европу, и даже консервативные британки не могли не поддаться ее веяниям.
Конечно, выйти из дома без перчаток еще и полвека спустя будет равносильно появлению на улице голой, но в моду уже прочно вошли декольте, обнажающие плечи. Для британцев, которые испокон веков считали верхом неприличия даже обнажение чувств, не говоря уж о теле, такое модное веяние было весьма дерзким шагом.
Гордую осанку аристократок подчеркивали высокие воротники, а весьма глубокий вырез на груди был великолепным фоном для роскошных колье.
Стремление к особой утонченности и изяществу заставило служителей моды затянуть женщину в еще более узкий и высокий корсет, который начинался под грудью и заканчивался на середине бедра. А устраненную таким образом естественную пышность бедер компенсировали за счет модной детали – турнюра, который украшали лентами и бахромой.
С точки зрения современного человека – по меньшей мере, нелогично сначала убирать естественную пышность форм, чтобы потом компенсировать ее искусственным образом, используя различные уловки. Однако историки моды утверждают, что таким образом в моде викторианской эпохи достигалась гармония между женской хрупкостью и неприступной гордостью – пышный фасон помогал леди держать допустимую приличиями дистанцию.
Выставлять напоказ богатство и успех по-прежнему считалось дурным тоном. Так же как и использовать декоративную косметику – ее в те времена наносили на лицо только падшие женщины. А вот использовать в наряде множество деталей и аксессуаров – таких как перья в прическе, роскошная шелковая шаль, декоративные цветы – считалось милым и вполне простительным признаком кокетства.