Задает ли кино тенденции или просто умело использует витающие в воздухе идеи? Особенно жарким становится спор в контексте экранных искусств и моды. Что первостепенно: стрижка-боб или актриса Луиза Брукс, архетип роковой блондинки или секс-символ Мэрилин Монро, «Тайное окно» или благородные манеры Грейс Келли?
Многие фильмы составят конкуренцию модным показам, а некоторые можно смотреть без звука, любуясь безупречно-стильной картинкой. Оставим пересуды за кадром и насладимся самыми модными кино-шедеврами последнего времени.
«МЫ. Верим в любовь»
У фильма «МЫ. Верим в любовь» истинно женское лицо. С первых минут картины не остается сомнений: второй фильм Мадонна сняла о женщине и для женщины. И не потому, что лента патетично пересказывает самую красивую и скандальную историю любви XX века – пылкий и неприличный, по меркам августейшей семьи, роман короля Эдуарда VIII и замужней простолюдинки Уоллис Симпсон, славившейся, к тому же непостоянством. Фильм еще и умопомрачительно стилен, что принесло ему почетную номинацию на «Оскар» за лучшие костюмы. Полтора часа экранного времени увлекают в калейдоскоп открыточных кадров: счастливые любовники на белоснежной яхте близ Портофино, утренние заголовки газет, клеймящие совсем не королевские выходки, летний Прованс и тенистые английские сады, таящие сокровенные тайны. Мадонна оставляет сюжетные перипетии на суд беспощадных критиков и выводит детали на первый план. Непростую задачу плетения кинополотна режиссер безоглядно поручает вещам. По-набоковски скрупулезно, под микроскопом, вместе с современным альтер-эго Уоллес, она изучает артефакты, принадлежавшие герцогу и герцогине Виндзорским. Чем же американка неблагородного происхождения покорила избалованного вниманием Эдуарда, что тот потерял голову и, не робея, отрекся от престола? Что было такого в образе, прическе, парфюме, голосе этой невероятной женщины? Не покидает ощущение, что фильм является эпической метафорой на отношения самой Мадонны с некоронованным принцем британского кинематографа – Гаем Ричи. Похоже, мисс Чикконе задается вопросами, как и Уолли Уинтроп, зачастившая на выставку Sotheby's. Если уметь слушать, кто знает, какие секреты поведают ожерелья Cartier, золоченые портсигары, именной хрусталь и роскошные платья от Эльзы Скиапарелли.
«Полночь в Париже», «Артист»
Безоговорочный триумфатор «Оскара» – «Артист» Мишеля Хазанавичуса и пронизанный тонкой иронией «Полночь в Париже» Вуди Аллена единодушны в одном: нет пророка в своем отечестве.
Французский режиссер без лишних слов забрасывает зрителя во времена немого кино и живописует становление голливудской фабрики грез. А классик американского кинематографа Аллен отправляет героя Оуэна Уилсона ровно в ту же эпоху, но в богемный Париж. И, если преисполненный гордыни, обольстительный Джордж Валентайн цепляется за настоящее, страшась невыносимо громкого «завтра». То очаровательный в своей неуклюжести Гил одержим ностальгией по прошлому, неизвестному и оттого крайне притягательному. Атмосфера обеих картин завораживает. Разглядывать на экране стилистические находки мэтров столь же приятно, как листать старинный журнал мод. И «Полночь в Париже», и «Артист» восхищают на эстетическом уровне, минуя остальные органы чувств. Декадентский дух 20-х, «Hollywood» с послесловием «Land», интеллектуальный пинг-понг молодых литераторов, актерская пантомима, закрытые вечеринки цвета европейской культуры – и все это под музыку джаза. Гарантируем: после просмотра вы точно обзаведетесь летящим платьем-флаппер или шляпкой-клош.
«Железная леди»
Мерил Стрип, однажды уже засветившаяся в роли законодательницы мод, возвращается в привычное амплуа любимицы нации. Не успели стихнуть восторги относительно стиля киношной копии Анны Винтур в «Дьявол носит Prada», как актриса возродила интерес к деловому стилю 1980-х годов в новом фильме. Лента «Железная леди» рассказывает о пути рядовой, но не лишенной хватки и ума, домохозяйки к посту премьер-министра Великобритании. Могла ли подумать скромная дочь бакалейщика и швеи, что однажды она, Маргарет Тэтчер, удостоится чести вершить судьбы мира, а соотечественницы будут подражать ей едва ли не больше, чем английской королеве? Манера управления государственными делами миссис Тэтчер была жесткой и бескомпромиссной, что, однако не мешало ей выглядеть женственно на публике и уютно вне работы. Фактурные костюмы с юбкой чуть ниже колена, спокойные классические цвета, блузы с крупными бантами и обувь на платформе – визитная карточка самого удивительного политика Туманного Альбиона. А уж броши, которые «железная леди» выбирала старательнее, чем иная барышня туфли, и прямоугольные черные сумочки стали притчей во языцех. Последние и вовсе наводили священный трепет на оппонентов-мужчин. Словно козырь в рукаве, в сумке Маргарет приберегала решающие документы и извлекала их в момент истины. Стильная картина «Железная леди» Филлиды Ллойд убедит вас в том, что политика – очень женское дело, ведь власть может быть на диво привлекательной.
«Девушка с татуировкой дракона»
Продолжая тему женщин-воительниц в кино, обратимся к анархистской сказке Дэвида Финчера, устроившей переполох в программах кинофестивалей. Экранизация провокационной книги Стига Ларссона шокирует хотя бы потому, что идет в широком прокате на больших экранах. Главная героиня хитроумной детективной интриги – Лисбет Саландер – сущий подросток, по воле злодейки-судьбы, лишенная радостей жизни и чудом не потерявшая себя. Насилие, беззаконие и общественный произвол она стойко принимает на хрупкие плечи, а после – не проронив и слезинки, жестоко мстит обидчикам. Как и подобает юному вундеркинду, Лисбет наделена аналитическим умом, горячим сердцем, житейской мудростью не по годам и в качестве бонуса – экстравагантной скандинавской красотой. На беду ввязавшись в политический скандал, героиня становится напарником опального журналиста Микаэля Блумквиста. Мало того, современная амазонка регулярно выручает незадачливого компаньона из передряг и почти по-матерински опекает. Кажется, избавься Лисбет от мотоциклетных курток, видавших виды рваных джинсов, армейских ботинок, пирсинга и агрессивного начеса – и тотчас лишится доброй половины шарма. Однако нескладная, далекая от канонов миловидности неформалка, в исполнении актрисы Руни Мара заряжена сшибающей с ног харизмой. Тот случай, когда человек красит костюм, а не наоборот. Пока дизайнеры посвящают лимитированные коллекции бесстрашной Саландер, затяжной успех «Девушки с татуировкой дракона» подтверждает горький тезис о том, что добро должно быть с кулаками.
«Прислуга»
Прелестница-жена, сияющая жизнелюбием, ухоженные и накормленные детишки, стерильной чистоты дом и цветущий сад – сбывшаяся мечта мужчины, жившего в Америке середины прошлого века. Действие фильма «Прислуга» разворачивается в идиллических декорациях образцово-показательного городишка штата Миссисипи – Джексоне. Местные «степфордские жены» исповедуют культ идеальной домохозяйки и изо всех сил стараются не ударить в грязь лицом. Если прическа, то волосок к волоску, если ужин, то по самому мудреному рецепту, если брак, то ранний, если дочь, то будущая королева красоты. И неважно, что детей воспитывают другие женщины, а верх их поварского мастерства – умение открыть баночку кока-колы. «Прислуга» – это фильм-призыв в защиту угнетенных: черных гувернанток, недалеких блондинок из южных штатов и одиноких карьеристок на фоне глянцевых интерьеров и кукольных гардеробов. Амбициозная Скитер слывет настоящей белой вороной среди подруг с диковинными именами, платьями New Look и приклеенными улыбками. Еще бы: девушка мечтает стать преуспевающим журналистом и написать разоблачающую книгу о расовых и гендерных предрассудках, скрывающихся за парадным фасадом одноэтажной Америки. Но хуже того: она не торопится замуж. Стиль 50-х годов, воспетый в картине, отличает нарочитая манерность, и даже бунтующая Скитер смотрится в кадре весьма органично. Мы увидим ее в романтичных ситцевых платьях, элегантных нарядах в пол и даже в образе ретро-дивы, с высоко уложенными волосами. И пусть интересы примерных домохозяек были столь же декоративны, как их одеяния, они умели мастерски хлопать ресницами, искренне хихикать в такт несмешным анекдотам и оставаться женственными, несмотря ни на что. Иногда этого по-настоящему не хватает в мире наступающего феминизма.