Взорвать консервативный мир моды, поставить с ног на голову привычные понятия о вкусе и элегантности, бросить вызов миру fashion, впустив на подиум невообразимые сочетания режущих глаз цветов и оттенков, и при этом четко соблюсти грань, за которой кончается стиль и начинается пошлость… В начале ХХ века это было неслыханной дерзостью, на которую отважилась лишь она – Эльза Скиапарелли, отчаянно смелая и столь же гениальная, незаслуженно забытая легенда от кутюр из далеких 30-х.
Мисс эксцентричность
Прорыв Скиапарелли заключался, прежде всего, в том, что она была единственной убежденной и последовательной сюрреалисткой в моде. И если многие дизайнеры всего лишь баловались идеями сюрреализма, то она использовала их по-настоящему.
Впервые о талантливой девушке заговорили в конце 20-х годов прошлого века. Уже тогда ее работы казались весьма необычными. Первая коллекция, которую она представила зрителям в 1927 году, состояла из свитеров, в орнаменте которых использовались африканские мотивы и рисунки матросских татуировок. Узор в виде змей, якорей, омаров, необычные морские орнаменты… Ничего подобного модный мир того времени еще не видел.
Следующим этапом в профессиональной жизни Эльзы была коллекция спортивной одежды. Молодая, амбициозная модельер получила крупный заказ от магазина Strauss, и именно этот заказ на шерстяные изделия принес Скиапарелли первую настоящую известность в мире моды. Однако Эльза никогда не останавливалась на достигнутом. Она искала новые идеи. В 1927 году главным источником вдохновения Скиапарелли стала авиация, и после перелета Чарльза Линдберга через Атлантику она создала серию моделей, которые легли в основу стиля «пилот», популярного и в наши дни.
В начале 30-х Эльза экспериментирует с созданием вечерних туалетов. И снова успех. Мир моды в восторге от ее длинного платья-футляра из черного крепа, элегантность которого подчеркивали белый жакет и шарф, перекинутый через спину. Воодушевленная успехом Эльза открывает один из первых в мире бутиков в центре Парижа. Она предлагает… вечерние свитера, которые носят с длинными юбками, блузами и бижутерией. И это еще одна сенсация. Коллеги-модельеры встречают идею с бижутерией насмешками, ведь до сих пор большинство из них использовали натуральные камни. Но покупательницы в восторге, и это решает судьбу оригинальных новинок.
«Истинная роскошь заключается не в богатстве и не в вычурности стиля, а в отсутствии вульгарности», - говорила Эльза Скиапарелли и всегда твердо следовала этому принципу.
Шок в розовом цвете
Неординарные идеи Эльзы очень быстро нашли достойных поклонниц в творческой богеме самого высокого уровня. Ее клиентками были Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд. «Звезды» заказывали у модельера не только сценические костюмы, но и наряды для повседневной жизни. Руководство Голливуда даже заключило с Эльзой многолетний контракт, в то время как сотрудничество с Коко Шанель Фабрика Грез документально оформила всего на год.
Шляпки-башмачки, вышитые на платьях цирковые акробаты и слоны, платья с рукавами-крыльями и золотое солнце во всю спину — все это «фирменные» идеи гениальной Эльзы, которые впоследствии цитировалось многими дизайнерами, но в тридцатые годы прошлого века воспринимались как шок.
Вообще-то «шок» – любимое слово Скиапарелли. Практически все, что она делала в моде, было рассчитано именно на эту реакцию. Она ввела в моду ошеломляюще-яркий розовый цвет и назвала его «rose shocking».
Фасоны от Дали, цвета от Пикассо
Эльза дружила с Сальвадором Дали. Великий художник придумал для нее сумку в виде телефона, по его наброскам были созданы платье с омаром в окружении листиков петрушки, знаменитый жакет с карманами в виде выдвижных ящиков и главное украшение бутика Скиапарелли – розовый диван в виде губ актрисы Мэй Уэст. Но самой удивительной работой Эльзы этого периода можно назвать платье с изображением слезы, рисунок которого можно было разглядеть только с определенного расстояния или под определенным углом зрения. Когда Скиапарелли появлялась в этом платье-мираже на публике, то вызывала всеобщее недоумение: привлеченные необычным рисунком издали, люди не могли его обнаружить вблизи.
Скиапарелли первой из кутюрье стала организовывать рекламные фотосессии в музеях и превратила обыкновенный показ модной одежды в ослепительное шоу. Не ограничиваясь шокирующим розовым, Эльза смело экспериментировала с цветами: соединяла пурпурный и оливковый, бирюзовый и виноградный, к черному платью предлагала чулки красного цвета. Каждая коллекция дизайнера производила сенсацию.
Она значительно опередила свое время – многое из придуманного Эльзой Скьяпарелли вошло в массовую моду только спустя 40-50 лет.
Эльза и Коко: битва титанов
При всей уникальности своего таланта Скиапарелли не суждено было безраздельно царить на мировом подиуме. Ведь в одно время с ней жила и творила другая не менее выдающаяся личность в мире fashion – легендарная Габриэль (Коко) Шанель. Королевы мировой моды были ярыми соперницами, и в войне друг с другом использовали все доступные средства: переманивали друг у друга моделей, клиенток, злословили. Европейское общество следило за их враждой на протяжении всех 30-ых. Шанель пыталась работать с Голливудом, но сочла это ненужным для себя, Скиапарелли добилась ошеломительного успеха на Фабрике Грез и вдобавок к этому переманила многих клиенток у Шанель в Париже.
Шанель провозглашала культ тела, Скиапарелли – культ духа. Говоря о своей сопернице, Коко была предельно лаконична и называла ее не иначе как «Скьяп». В свою очередь Эльза не говорила о Шанель ничего, будто той не существовало в природе.
Говорят, что на одном из приемов Коко Шанель любезно усадила свою конкурентку на только что покрашенный стул, заметив, что внешнему виду Эльзы это будет только на пользу из-за яркости и пестроты ее гардероба. Скиапарелли не осталась в долгу и часто выражала свои чувства к сопернице карикатурными изображениями Коко на своих новых шедеврах. Пикантности их отношениям добавляло и то, что Габриель и Эльза сотрудничали и дружили с одними и теми же людьми.
И тем не менее, их отношения никогда не скатывались до бульварных скандалов. Это было соперничество двух богинь мировой моды.
Мадам Коко стремилась к выдержанности стиля и предпочитала использовать ткани скромной неяркой окраски без отделки. Эльза же шла на провокацию, использовала роскошные материалы и фасоны, шокировала модную публику невообразимым декором. Если Шанель создавала классические костюмы с золотыми пуговицами, то Скиапарелли шила платья-сари, выдумывала причудливые пуговицы в виде монет, ожерелья с пластиковыми насекомыми и странные аппликации в виде животных.
Трудно сейчас сказать, кому из них тогда принадлежала пальма первенства законодательницы моды. Многие считают 30-е годы эпохой двоевластия. Однако Шанель, как видно, вдохновленная соперничеством с Эльзой, в конце десятилетия поразила всех неожиданной экстравагантностью, создав платья из золотого ламэ, похожие на золотые слитки, и «цыганские» наряды с цветами и оборками оттенков национального флага Франции.
Кроме того, историки моды отмечают, что подчеркнуто женственный образ, созданный Скиапарелли, заметно потеснил на подиумах классический прямой мужеподобный силуэт «гарсон», автором которого была Шанель.
К сожалению, Эльза Скиапарелли недолго властвовала в мире моды. Наступили новые времена, с новыми именами и идеями. Людям захотелось уйти от роскоши и богатства в одежде, их все больше привлекал универсальный утилитарный стиль. Первенство в нем, естественно, удержала Коко Шанель, соперничавшая теперь с Кристианом Диором.
Что же касается «Скьяп»… Как-то на закате своей карьеры она сказала: «Моделирование одежды – это самое трудное и неблагодарное дело, потому что вскоре после того, как платье появится на свет, оно становится вещью прошлого». Но в этом гениальная Эльза, пожалуй, все-таки ошиблась.