Он сделал ТЕ САМЫЕ туфли, в которых Мерилин Монро спасала слишком пышную юбку своего роскошного платья от вентиляции в фильме «Зуд седьмого года»(The Seven Year Itch). Он придумал волшебные туфли, превратившие 41 размер Одри Хепберн в изящные ножки балерины... Филигранное искусство этого обувщика покорило возлюбленную Гитлера и таинственную супругу восточного властителя – Еву Браун. Сальваторе Феррагамо – первый в мире человек, сделавший сапожное и башмачное ремесло высоким искусством.
Путь до сегодняшнего бренда Salvatore Ferragamo, известного на весь мир не только легендарным наследием, но и созданием нового total look флорентийской элегантности, занял без малого полвека. А началось все с мечты.
Маленький Сальваторе Феррагамо из итальянской деревушки Бенито, недалеко от Неаполя, всегда мечтал быть сапожником. Но не простым, а самым лучшим в мире. К восьми годам – на заре ХХ века – он неплохо управлялся с молотком, дратвой и сапожным ножом. В пятнадцать лет Феррагамо уезжает в Америку, куда его давно звали эмигрировавшие много лет назад старшие братья. Они держали обувной магазин в Санта-Барбаре. Именно в этих, пропахших сапожным клеем, комнатушках Сальваторе Феррагамо отшлифовал свой талант и развил нестандартные идеи, которые позволили ему стать первым дизайнером обуви.
Его мечтой было создание «своей» пары туфель для каждого человека, которая обнимала бы ногу с нежностью шелка, и в которой он чувствовал бы себя комфортно.
Феррагамо называли колдуном, а его обувь – «ходячей скульптурой». Это действительно был сапожник милостью божьей, умевший создавать комфорт даже если форма ноги была безнадежно испорчена природой.
Этот уникальный талант очень быстро отметили жители Санта-Барбары, а затем и обитатели Голливуда. Режиссеры все чаще и чаще стали заглядывать в магазин братьев Феррагамо – сначала в поисках интересных моделей, а затем стали делать заказы. Однажды режиссер Сесиль де Милль заказал 100 пар ковбойских сапог для своего боевика. И Феррагамо так выполнил этот заказ, что с ним подписали контракт на изготовление обуви для всего фильма, а в 1923 году пригласили в Лос-Анджелес уже как обувщика кинозвезд.
Более 30 лет подряд Феррагамо обувал всю плеяду голливудских звезд – от Лилиан Гиш в первых «немых» фильмах до Мэрилин Монро в фильме «Зуд седьмого года». Мало кто знает, что героиня Мерилин Монро в знаменитой сцене в метро, в платье с развевающейся юбкой, обута в туфли на шпильке от SALVATORE FERRAGAMO. Однажды легендарная блондинка сказала: «Я не знаю, кто изобрел шпильки. Но все женщины ему многим обязаны». Едва ли можно желать большего признания и успеха, чем это…
Однако Феррагамо остался в истории мировой моды не только как автор главного секрета женской грациозности. Именно благодаря ему в нашей жизни появились знаменитые каблуки «танкетки».
Случилось это в 1936 году, когда Феррагамо работал во Флоренции. Началась эфиопская кампания. Вся высококачественная сталь, из которой мастер привык изготавливать супинаторы, была реквизирована для военных нужд. Супинаторы стали ломаться, каблуки – шататься, и дамы приносили туфли обратно, Феррагамо чинил их снова и снова, но видел, что это – замкнутый круг. И тогда он решил заполнить пространство между пяткой и носочной частью пробковым деревом с Сардинии. Туфли выглядели, мягко говоря, странно. Нужно было найти даму, которая примерит их первой. Дама ахнула: «Синьор Феррагамо, я никогда их не надену, они ужасны!» Но вскоре танкетки стали сенсацией, и мода на них обошла весь мир.
Известно, что при первой встрече с Сальваторе Феррагамо в 1954 году молодая актриса Одри Хэпберн попросила мастера изготовить такие туфли, в которых она не казалась бы выше своих 176 см. Известно, что когда-то Хэпберн не взяли в балет из-за большого размера ноги, а ведь это было мечтой ее детства. Тогда Феррагамо создал для нее туфли на ультратонкой подошве с закругленным носком по подобию пуант. Они смотрелись невероятно элегантно, даже несмотря на 41-й размер. Великий мастер назвал их BALLERINAS.
Не менее известная Грета Гарбо также проявляла особый интерес к творениям Феррагамо, заказав у него сразу 70 пар обуви во время одного из своих визитов в магазин во Флоренции.
Работать со звездами было непросто, однако Феррагамо удавалось помнить все привычки и капризы знатных особ. Так, графиня Виндзорская никогда не надевала новинок, а заказывала себе во множестве одинаковые туфли из белого атласа, чтобы красить их в тон платьям. Марлен Дитрих надевала каждую пару туфель лишь два раза. Для первой леди Аргентины Эвиты Перон Феррагамо «сочинял» самые безумные туфли за самые безумные деньги.
Любовница Муссолини Клара Петаччи соревновалась в обувной страсти с Эвитой. После ее казни в ателье Феррагамо осталось полсотни заказанных и неоплаченных пар.
Великому обувному кутюрье приходилось «обувать» даже Еву Браун, за что его позже обвинили в симпатиях к нацизму. Но сфера его интересов лежала далеко от политики, ограничиваясь лишь формой ног и фасоном туфель.
В попытке лучше понять своих клиенток мастер ввел своеобразню квалификацию, разделив всех своих неповторимых и ярких клиенток на Золушек, Венер и Аристократок. Вероятно, это была первая в мире подобная классификация. Золушки с ножкой меньше 6-го (36-го размера), утверждал мастер, женственны, к тому же большие любительницы мехов и драгоценностей. Венеры – красивы, обаятельны, изысканны и противоречивы. Аристократки с 38-м размером – чувствительны и благородны.
Золушками были Мэри Пикфорд и Джина Лоллобриджида, Эвита Перон и Ава Гарднер. Венерами – Рита Хэйворт и Анна Павлова, Ева Браун и королева Елизавета. Аристократками – Одри и Кэтрин Хепберн, Грета Гарбо, Ингрид Бергман и Лорен Бэкол.
Однажды к Феррагамо явилась дама под густой вуалью, явно «восточного» происхождения. Не открывая лица, она попросила взглянуть на ее ногу. Нога оказалась на редкость уродливой, тем не менее, загадочная посетительница заказала туфли на высоком каблуке. Феррагамо смоделировал их так, что дефекты стопы стали незаметными, а обладательница туфель при этом чувствовала себя удобно и комфортно. Незнакомка получила заказ через неделю, и ее инкогнито раскрылось. Она оказалась женой весьма состоятельного индийского магараджи. Для этой женщины Феррагамо сделал целую серию обуви, которая и сегодня носит название «стиль магараджи».
Сальваторе Феррагамо был первым, кто стал работать с обувью так, как маэстро «от кутюр» работает с одеждой. Он делал туфли, украшенные алмазами, жемчугом, золотым и серебряным шитьем, стразами и вставками из кусочков зеркал, отделывал обувь кружевом, вытачивал каблуки из всего, что только годится для их изготовления. Его туфли снабжались подкладками из шкур леопарда, питона, кенгуру и антилопы. А когда наскучили драгоценности, в ход пошли раковины, рыбья чешуя и морские водоросли, перья колибри и страуса.
Он как никто другой умел видеть красоту любой женщины и часто повторял: «Каждая женщина достойна носить обувь принцессы, а принцесса достойна носить туфли сказочной королевы».
В последние годы жизни Сальваторе Феррагамо вынашивал планы по превращению своей компании в великий модный Дом, и эту задачу он оставил в наследство своей любимой супруге и детям.
Сегодня домом моды SALVATORE FERRAGAMO управляет его жена Ванда. У нее шесть детей, тридцать внуков и 450 магазинов по всему миру. И, тем не менее, когда бы ни заходила речь о компании, сведущие люди в один голос утверждают: «Ванда Феррагамо никогда ее не продаст». Однако, поразмыслив, добавляют: «Но кто знает, как поступят ее дети?»