Родителям свойственно гордиться успехами своих детей. В нарисованном домике с кривыми стенами они видят намеки на будущий шедевр Рафаэля, в прыганьи под музыку – пируэты Галины Улановой, а в паре рифмованных строчек – поэму, достойную великого Пушкина. Это нормально – каждым родителям их ребенок кажется самым лучшим. А что происходит на самом деле?
Словотворчество и сочинительство – один из этапов формирования психики ребенка. «Едва ли существует ребенок, речевое развитие которого обошлось бы без парных, чаще всего рифмованных, звуков и слов», - писал в своей работе «От 2 до 5» Корней Чуковский. Для здорового малыша естественно экспериментировать с языком, сочинять «складушки», придумывать новые слова.
Детям 2-5 лет не нужно рассказывать, что такое стихи, они инстинктивно чувствуют волшебство поэзии, преображающие простые фразы в рифму. Это прекрасно знали деревенские нянюшки, рассказывая своим «маленьким баринам» народные потешки и приговорки. А сами малыши в этом возрасте придумывают забавные и умилительные четверостишия:
- Ты колючий еж! Ты куда идешь-бредешь?
- Я мышей в нору тащу, там их щедро угощу.
(Вита Султанбаева, 5 лет).
Младшие школьники сочиняют стихи отчасти из любопытства, отчасти по природной склонности к творчеству – сочинительство для них сродни рисованию, лепке, распеванию песенок. Стихами они иллюстрируют яркие впечатления жизни и свои сильные переживания. К тому же рифмованная дразнилка – прекрасный способ посадить в лужу обидчика или привлечь внимание симпатичной девочки.
Флаг
Гляжу я на флаг, прикрепленный на крыше,
Он рвется, он вьется, он с ветром играет.
Но чуть только ветер подует потише,
Безжизненной тряпкой он с палки свисает.
Мура Чуковская, 10 лет.
Для подростков стихи – потайная комната, в которой они выражают свои мечтания и тревоги, одиночество и первые предчуствия любви. Большинство людей в возрасте от 12 до 20 лет хотя бы раз пробовали написать стихотворение, у многих хранятся тетрадки с трогательными и наивными детскими опытами. Иногда из этих упражнений рождается настоящая поэзия.
Засуха
Какая засуха в стихах!
А хочется воды напиться...
И расплескать ее в строках...
Какая засуха в душе!
Что стало миражом живое
Лицо твое,
И даже море
Похоже на сухой песок...
Такая засуха во всем,
Что окружало нас с тобою!
И вырваться нельзя на волю,
Не оживив умерших слов.
Ника Турбина, 11 лет
Азы поэзии
В древней Японии и Китае, средневековой Европе, России XIX века умение писать стихи было нормой для образованного человека. Рыцари сочиняли баллады, придворные дамы воспевали прелесть возлюбленных, дворяне писали экспромты в альбомы светских красавиц. Если малыш освоит начала стихосложения, это расширит его кругозор, поможет поднять «рейтинг» в коллективе – например, сочиняя поздравления для школьной газеты.
Расскажите ребенку, что такое рифма и ритм. Возьмите за правило каждый день читать по классическому стихотворению вслух и обсуждать его. Сочиняйте дразнилки, играйте в буриме и ассоциации. Воспользуйтесь советами из книги В. Лейкина «Играем в поэзию» - автор много лет вел студию при газете «Ленинские искры» и поделился с читателями богатейшим опытом по работе с юными поэтами.
Всегда находите время выслушать новые стихи вашего ребенка и дать ему обратную связь – что вам понравилось, что впечатлило. Стихи – деликатная тема, требующая особого доверия, поэтому будьте очень осторожны с критикой, мягко указывайте на ошибки, если вы их видите.
Если очевидно, что ребенку интересно сочинять – отыщите литературную студию. Возможно, она есть в школе, в центре детского творчества или литературном музее. Даже если ваш ребенок не станет поэтом, он получит прекрасный культурный багаж и полезные навыки по работе с текстом.
Юный гений
Иногда большой поэтический дар проявляется в очень раннем возрасте. Марина Цветаева начала писать в 6 лет, Лермонтов в 14 сочинил первую поэму, 13-летний Пушкин был признанным поэтом Лицея, лауреат «Золотого льва» Ника Турбина диктовала первые стихи маме в 4 года.
Все творческие натуры достаточно ранимы, особенно в юном возрасте. Поэтому если ваш ребенок проявляет свои неординарные творческие способности, нужно быть очень внимательным в обращении с ним.
- Старайтесь не сильно акцентировать внимание ребенка на его нестандартности. Он может воспринять это с негативной стороны -«я не такой как все, значит, плохой».
- Не делайте талант ребенка публичным, если он того не желает. Например, не стоит принуждать и уговаривать ребенка читать стихи собственного сочинения пришедшим в гости друзьям и родственникам. Ребенок может начать стесняться, а после и вовсе прекратить свои литературные опыты, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
- Не просите ребенка делиться с вами всеми произведениями, довольствуйтесь тем, что он показывает и читает вам без вашей просьбы.
- Старайтесь развивать художественный вкус у ребенка, имеющего талант. Читайте хорошие книги, изучайте историю искусств и литературы, посещайте музеи и театры.
- Если ребенок хочет делиться своими произведениями, помогите ему в этом. Посмотрите, где проводятся конкурсы юных поэтов, можно ли сделать публикацию в районной или городской газете, где есть открытые литературные курсы и лекции для детей и подростков. Нередко литературные мероприятия и конкурсы проходят в школах, домах детского досуга и детских библиотеках.
Берегите вашего малыша – вдруг из него вырастет новый Пушкин?