Школьная травля существует столько же лет, сколько и школа. У английских классиков Теккерея и Шарлотты Бронте, у Куприна, Гарина-Михайловского, в знаменитых «Очерках бурсы» вы найдете одну и ту же картину – старшие ученики унижают и мучают младших, сильные – слабых, здоровые – болезненных, группа – одиночку.
Основная опасность травли – для всех участников и зрителей, а не только для жертвы – установка на виктимность и насилие, как норму поведения. Маленькие агрессоры привыкают бить, «ботаники» быть битыми, а зрители получают психологические травмы. Эпидемия насилия может длиться годами, и если изъять жертву из класса, агрессоры переключатся на кого-то из одноклассников. И не надо думать, что это просто игра. Случается, что детишки «заигравшись» убивают и калечат своих товарищей, а жертвы кончают жизнь самоубийством. Насилие, как и любую болезнь, тем проще вылечить, чем раньше начать лечение. Поэтому если ваш сын или дочь приходят домой в синяках, или на ребенка начинают жаловаться – примите меры не дожидаясь беды.
Ребенок – жертва
Внешних причин для травли много – лишний вес, очки, слабость, неуспеваемость или отличная учеба, бедность или богатство… Но к внешним причинам всегда крепятся внутренние, ведь психологически устойчивый ребенок легко справится с агрессией сверстников. Возможно, ваш малыш привык к строгим наказаниям или чересчур избалован, страдает от комплексов, не умеет защищать личные границы и интересы. У него вредные привычки – жаловаться или плакать по каждому поводу, брать чужие вещи, обзываться, неаккуратно есть или все время пачкаться. Ребенок нуждается в вашей защите, и он должен ее получить, однако параллельно с проблемой травли обсудите с психологом, что приводит к виктимному поведению.
Объясните ребенку – вы на его стороне, вы его любите и поддерживаете. И даже если он провинился, это не повод бить и унижать. Постарайтесь узнать, есть ли повод для конфликта – клептомания, ябедничанье и т.д. Это не отменяет разборок с одноклассниками, но поможет избежать их в будущем. Проанализируйте ситуацию, определите, кто зачинщики травли, есть ли повод для жалоб – синяки, испорченные вещи. Если да – тут же в «травму», а следом в полицию с заявлением о побоях или порче имущества. Открытое дело принуждает и администрацию школы, и родителей агрессоров идти на контакт.
Разговор с учителями и родителями ведется спокойно, но жестко – побои и унижения это уголовное преступление. Приведите в пример нашумевшие истории с записями избиений на телефон, которые плохо кончились для малолетних садистов, поинтересуйтесь, нужно ли доводить дело до такого позора. Постарайтесь настоять на общем собрании, с участием класса, без обвинений типа «мерзавцы затравили бедняжку», но с разбором ситуации – почему нормальные дети ведут себя как бандиты. Можно устроить совместный просмотр фильма «Чучело» или «Повелитель мух». Обычно достаточно назвать ситуацию своим именем, чтобы она начала выправляться. Но потребуется работа со школьным психологом, чтобы устранить последствия для коллектива.
Если родители обидчиков не идут на контакт, начинают угрожать – действуйте через полицию, записывая угрозы на диктофон. Возможно, ребенка на какое-то время стоит забрать из школы. Кстати, это полезно в любом случае – отправить на месяц в санаторий или лагерь, чтобы одноклассники забыли о конфликте, а ребенок наработал коммуникативные навыки.
Ребенок – агрессор
Вам кажется, что бить своих товарищей – удел неблагополучных и психически неуравновешенных детей? Ошибаетесь, достаточно часто агрессорами оказываются обеспеченные, беспроблемные ученики, даже отличники. Насилие нынче в моде, родители гордятся молодецкой удалью сына или бойцовским характером дочки, не задумываясь, что от школьной драки до преступления один шаг, а уголовное наказание, даже условное, испортит ребенку жизнь на годы вперед.
Если на вашего сына или дочь постоянно жалуются, если вы замечаете агрессию в разговорах и поступках, ребенок смотрит ужастики и боевики, делится в социальных сетях видео с жестокими драками, собачьими боями и т.д., может толкнуть младшего братишку, пнуть кошку – пора принимать меры. Нотации и наказания уже не помогут, нужно идти другим путем.
Самое важное – сдвинуть вектор внимания, создать у ребенка положительный образ сильного, но доброго и честного героя, защитника слабых. Используйте книги и фильмы, компьютерные игры с благородными рыцарями и храбрыми шерифами, расскажите о подвигах Великой Отечественной войны. Объясните, что зло наказуемо, преступления всплывают через годы и десятилетия.
Для сброса лишней агрессии запишите ребенка в спортивную секцию – единоборства и командные виды спорта помогают перенаправить негативные эмоции в рабочее русло. Покажите, как работать со злостью и гневом – бить боксерскую грушу или посуду, рвать бумагу, кричать, браниться, успокаиваться при помощи аутотренинга.
Для развития сопереживания обеспечьте ребенку контакт с животными, младшими товарищами или пожилыми родственниками. Привлеките его к участию в благотворительных акциях по сбору помощи детским домам или больным малышам. Почаще хвалите – какой он добрый, чуткий, заботливый.
Для стабилизации психики следите, чтобы ребенок достаточно спал, много двигался и гулял на свежем воздухе, не переедал, особенно сладкого, не пил тонизирующих и энергетических напитков. Ограничьте компьютер и телевизор.
Если вспышки насилия продолжаются, проконсультируйтесь с психологом или психиатром.
Предупрежден – значит вооружен
Травлю гораздо проще предотвратить, чем остановить. Если к ребенку цепляются одноклассники, убедитесь, что он красиво и чисто одет, соблюдает гигиену, не опаздывает на уроки, не ябедничает и не «доводит» товарищей. Помогите ему поднять рейтинг в глазах ребят – рассказом об интересном путешествии или домашнем любимце, участием в детской телепередаче, съемкой в массовке, статьей или фотосессией в детском журнале, увлекательным конкурсом или праздником для всего класса. Расскажите, как защититься от «моббинга» (так травлю называют психологи).
1. Смеяться над собой вместе с обидчиками – да, я толстый-претолстый и из школы езжу на самосвале.
2. Давать сдачи – отшучиваться, отбиваться, ставить в неудобное положение.
3. Игнорировать мелкие обиды и пакости, не плакать, не жаловаться учителю.
4. Перебивать агрессию вопросами, на которые агрессор автоматически начнет искать ответ – от «сделал ли домашку по математике» до «видел ли новый «Ледниковый период».
5. Мимикрировать под коллектив – так же одеваться, разговаривать и вести себя, не противопоставлять себя классу.
6. Спровоцировать конфликт с главным обидчиком и победить.
7. Найти защитника среди лидеров класса, подружиться с ним.
8. Поговорить по душам с обидчиком, постараться наладить с ним отношения.
И помните, что все поправимо. Главное, вовремя обратить внимание на проблему и приступить к ее решению.