Одни мамы заставляют дошколят мыть посуду и склеивать порванные книжки, другие – стирают белье и пришивают пуговицы подросткам. Еще лет тридцать назад, в незабвенном Советском Союзе, вопрос об участии мальчишек и девчонок в домашних делах даже не возникал, потому что у большинства родителей не оставалось выбора. Мама и папа работали, из бытовой техники в доме стояли неуклюжая стиральная машина да громоздкий пылесос, и без помощи младших с хозяйством не удавалось справиться. Неумехи, «барчуки», которых родители не научили пришивать пуговицы, варить сосиски и драить полы, вызывали недоумение у взрослых и насмешки у сверстников.
Теперь ситуация изменилась – все больше мам выбирает фриланс или домохозяйство, все больше разнообразной бытовой техники появляется в магазинах, нет нужды спасать порванные колготки или вручную стирать перепачканные брюки. Можно растить из малышей принцев и принцесс, дарить им счастливое детство… Кстати, последние российские принцессы-цесаревны, дочери Николая Второго, сами штопали одежду и обучались ведению хозяйства.
Однозначного ответа не существует – родители, уверенные, что их чадо заработает на прислугу и «умный дом», тоже в чем-то правы. К тому же часть бытовых навыков устаревает – вряд ли нашим детям придется самим кипятить белье, шить себе платья или сколачивать табуретки. Но базовые знания по домоводству принесут ребенку пользу в самостоятельной жизни. Помните, как Золушка в фильме покорила сердце старого короля, пришив ему воротничок?
Мальчикам и девочкам лучше давать одни и те же базовые уроки – жена, которая умеет не только сварить борщ, но и вкрутить лампочку, ценится так же высоко, как и муж, способный сам зажарить курицу и постирать носки. И нет ничего зазорного, если отец покажет дочери, как прочищать стартер или паять микросхему, а мать научит сына готовить многоярусный торт.
Заниматься с детьми следует ненавязчиво, с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка – одному в пять лет уже можно доверить иголку и молоток, другой и в десять отшибет палец. Используйте принцип Тома Сойера, который заставил мальчишек по доброй воле красить забор вместо него – заинтересовывайте, на глазах у малыша делайте домашнюю работу с увлечением и с удовольствием. Не ругайте, если у ребенка что-то не получается, или он забывает о своих обязанностях, но хвалите и поощряйте каждое усилие или инициативу. Обсуждайте, где пригодятся полученные навыки – в детском лагере, студенческом общежитии, дальней поездке, будущей семье. Не настаивайте – постоянным принуждением можно воспитать устойчивое отвращение к домашним делам, особенно у мальчиков.
Семь раз отмерь, один отрежь
Сколько навыков должен освоить ребенок – зависит от конкретного малыша, его склонностей и потребностей. Все взрослые люди умеют писать и читать, но одни без ошибок пишут «трансцендентная конгруэнтность» и способны сделать авантюрный роман из отчета о командировке, а другие выводят «ка-ро-ва» и двух слов на бумаге связать не могут. Итак, в каком порядке обучать домоводству?
Два-три года. Учим ребенка убирать за собой – складывать игрушки на место, ставить тарелку в раковину. Предлагаем «бытовые игры» – деревянную иглу с крупными бусинами, конструктор, наборы типа «маленький повар», «маленький механик».
Четыре-пять лет. Учим ребенка убирать за всеми – составить тарелки в раковину, протереть стол, подмести пол в коридоре. Покупаем простые наборы для рукоделья и механических игр, показываем, как держать молоток, иглу, ножницы. Просим помочь на кухне – почистить банан или мандарин, помешать тесто, помыть овощи или зелень. Вместе с ребенком чиним порванные им книги или игрушки.
Шесть-семь лет. Учим следить за своими вещами – класть одежду на полки и в ящики, вешать на плечики, убирать испачканные вещи в бак для грязного белья. Показываем, как чистить одежду и обувь щеткой. Даем чистить овощи, помогать лепить котлеты, делать бутерброды, смешивать салат. Вместе моем полы и посуду. Показываем навыки первой помощи – как промыть ранку перекисью, наклеить пластырь.
Семь-восемь лет. Учим стирать руками – для начала носки и белье. Показываем, как забить гвоздь, ввинтить шуруп, замочить стирку, наложить заплату. Рассказываем, для чего нужны те или иные средства бытовой химии. Учим включать электроплиту, варить яйца, макароны, пельмени, сосиски, разогревать еду в микроволновке. Показываем телефоны, по которым следует звонить в чрезвычайных ситуациях, объясняем, как звонить и что говорить.
Девять-десять лет. Время от времени предлагаем сделать полную уборку в детской, помыть полы и протереть полки. Предоставляем право самому следить за одеждой и обувью, вместе делаем мелкий ремонт одежды. Показываем, как пользоваться стиральной машиной, стирать руками крупные вещи, выводить пятна, отчищать пригоревшую посуду, чистить сантехнику, мыть окна, ухаживать за домашними животными. Учим пользоваться газом, готовить несложные блюда – котлеты, кашу, простой салат. Если ребенку интересно – начинаем учить его шить, столярничать или готовить более сложные блюда.
Одиннадцать-двенадцать лет. Показываем базовую электротехнику – как починить пробки, ввинтить лампочку, обесточить квартиру. Вместе делаем мелкий бытовой ремонт, клеим обои, прочищаем раковины, учим диагностировать мелкие бытовые проблемы. При желании – продолжаем занятия по базовой первой помощи – как лечить от простуды, вытащить занозу, сделать массаж, чем полоскать рот и т.д.
Тринадцатилетний подросток должен уметь делать в доме то же, что умеют его родители. Поверьте, эти навыки облегчат жизнь и вам и ему!