Одних детишек легко уложить в кроватку в 9 часов вечера, но и поднимаются они на рассвете. Других почти невозможно отправить спать «в такую рань», а если и удастся, все равно их пробуждение будет поздним. Почему такое происходит, и как организовать режим дня у ребенка, не желающего жить по «стандартному» графику?
Хронотип
Врожденная организация суточной работы организма называется хронотип. Очень часто она передается по наследству, как, например цвет глаз, и начинает проявляться с первых месяцев жизни.
Как правило, выделяют три хронотипа: утренний («жаворонки»), вечерний («совы») и дневной («голуби»). У «голубей» пик физической активности приходится на дневное время. У «жаворонков» он сдвинут на раннее утро, у «сов» - к вечеру. Это сказывается на их работоспособности и самочувствии в течение дня. Даже аппетит у «птичек» пробуждается по-разному: «жаворонки» нуждаются в плотном завтраке и обеде, но спокойно обходятся легким ужином, а «совы» предпочитают питаться во второй половине дня.
Важно знать хронотип вашего ребенка, чтобы корректировать его режим: время пробуждения и отхода ко сну, прием пищи, спокойные и активные занятия. «Дневному» типу подойдет почти любой график – «голуби» хорошо приспосабливаются. Начало и конец дня у «жаворонков» и «сов» сдвигается, соответственно, либо вперед на несколько часов, либо назад. Главное в режиме не конкретное положение стрелок на часах, когда ребенок просыпается, ест или гуляет, а то, что он совершает эти важные действия ежедневно в одно и то же время. Заведенный распорядок стоит соблюдать не только по будням, но и в выходные и праздничные даты.
Ритм и режим
Режим отличается от естественного ритма тем, что ритм – отражение потребностей организма, а режим – жизнь в искусственно созданных временных рамках. Ритм нельзя установить – он сам постепенно меняется в течение жизни. Чаще всего режим навязывают человеку внешние обстоятельства: необходимость ходить в садик, школу, на работу и выполнять там свои задачи по общему для всех графику.
Оптимально, когда суточные биоритмы совпадают с режимом дня – организму не приходится испытывать лишние перегрузки. Особенно важно следование врожденному ритму в младшем возрасте, до трех лет, пока организм учится самостоятельно регулировать свои потребности в отдыхе, еде, физической нагрузке. Не стоит малыша-«сову» поднимать в 7 утра только потому, что через год-полтора ему нужно будет рано вставать в садик – он все равно будет вялым и капризным еще несколько часов, пока не придет «его» время для пробуждения. Ну а родителям «жаворонков» придется смириться с тем, что чадо поднимается на рассвете, когда взрослые хотели бы еще поспать.
Дети, живущие в соответствии со своими биоритмами, часто спокойнее и здоровее своих сверстников, «поломанных» режимом, не подходящим их хронотипу. Обычно, хуже всех приходится «совам» - в большинстве детских образовательных учреждений необходимо включаться в рабочий процесс уже в 8 часов утра, когда мозг «ночной птицы» еще не проснулся окончательно. В итоге, школьники и малыши, посещающие садик, становятся более раздражительными и невнимательными, у них падает успеваемость, портятся отношения с педагогами и другими детьми. По возможности, дошкольника-«сову» постарайтесь отводить в сад хотя бы на час-два позже, а ученику найдите школу, где занятия идут во вторую смену.
Имейте в виду, что на суточные ритмы у детей влияет и продолжительность светового дня. Зимой и осенью малыши могут начать спать больше, а летом – вскакивать с кровати с первыми лучами солнца. Такие особенности не учитывают в садах и школах, поэтому родители должны сами следить, чтобы их чада получали количество сна, необходимое именно в данный период.
Как вычислить биоритмы своего ребенка
Если вы, используя наблюдения и интуицию, еще не научились понимать, когда ваш малыш бодр, а когда утомлен, вам на помощь придет самостоятельно составленный график его суточных биоритмов. Для этого в течение дня каждые 1-2 часа измеряйте у ребенка температуру тела – она может колебаться в пределах 1-1,5 градусов. Отметьте показания на оси координат и соедините их линией. Повторите действия несколько дней подряд для получения более точного результата. Разумеется, во время исследования ребенок должен быть здоров, иначе показания будут недостоверными.
Верхние точки получившегося графика показывают, когда организм ребенка наиболее активен. Это время идеально как для физических, так и для умственных упражнений. За подъемом следует энергетический спад. Обычно с утра до вечера наблюдается два «пика» и одна «яма» в активности человека. Длятся они, как правило, часа по два. У младенцев фазы сменяются чаще, утомление приходит быстрее. У малышей на время первой «ямы» приходится дневной сон, у детей постарше – послеобеденный отдых. Длительный спад наблюдается во время ночного сна, когда затормаживаются все процессы в теле. График биоритмов ребенка стоит учитывать при планировании режима дня.
Чем раньше вы сможете помочь своему ребенку выстроить правильный режим, тем проще ему будет в дальнейшей жизни.