Не хочу учиться!

Не хочу учиться!

Не хочу учиться!
Почему отличник вдруг неожиданно начинает приность домой плохие оценки?

Не хочу учиться!
Всегда приятно, когда ребенок приносит из школы только хорошие и отличные оценки. Но иногда «на ровном месте» дневник отличника вдруг начинает пестреть тройками и двойками. В чем причина такого падения успеваемости, как помочь школьнику вернуться в ряды успешных учеников?

Непонятное снижение оценок вгоняет любого родителя в панику. Одни злятся на ребенка за лень и нежелание прилагать должные усилия, другие винят школу и нерадивых или чересчур строгих учителей. Но причин, вызывающих «немотивированное» отставание очень много – от серьезных до легко устранимых.

1. Снижение зрения или слуха. Иногда, особенно в младших классах или после тяжелых инфекций (скарлатина и т.д.), у ребенка за полгода-год падает зрение или слух. Сам школьник довольно долго может не понимать, почему ему становится трудно разобрать, что диктует учительница, или прочесть задание на доске. Уточните у ребенка, хорошо ли он видит, слышит и понимает задания, если нужно – обратитесь к специалистам.

2. Нарушения здоровья.  В первом-втором классах и в пубертате впервые проявляются многие хронические заболевания – вегето-сосудистая дистония, гастрит, дискинезия желчных путей, и т.д. Ребенок может не успевать за классом от того, что на уроках страдает от головокружений, болей в животе и т.д. Спросите, как ребенок себя чувствует.

3. Пубертат. У девочек успеваемость может падать во время первых менструальных циклов, у мальчиков – после начала эякуляций. Помимо влияния гормонов, подростки стесняются изменений, происходящих с их телом, думают о них и отвлекаются от учебы. Задайте наводящие вопросы, если ребенку больше 10-11 лет.

4. Хроническая усталость. Успеваемость  у ребенка снижается из-за тяжелого переутомления, перегрузки учебой, дополнительными занятиями и внешкольным образованием, сложной подготовки к конкурсам  и т.д. Проверьте, сколько часов в день ребенок тратит на уроки и перемещения между школой, кружками и репетиторами.

5. Скука. Ребенок быстрее всех в классе усваивает материал, опережает сверстников и ему нечем заняться. Спросите, интересно ли ему на занятиях, успевает ли он справляться с заданиями.

6. Конфликт с учителем. Возникло недопонимание с педагогом-предметником или классным руководителем, начались придирки с его стороны или хулиганские выходки со стороны ребенка. Уточните, не было ли ссоры с учителем, особенно если оценки снижаются строго по одному предмету.

7. Конфликт со сверстниками. Ребенок поссорился с конкретным мальчиком или девочкой, стал объектом травли одноклассников – и, естественно, это мешает ему концентрироваться на учебе.   Уточните, особенно если ребенок стал возвращаться в синяках, со сломанными или испачканными вещами, грязной или рваной одеждой.

8. Конфликт в семье. Ребенок поссорился с матерью, отцом или старшим родственником, ревнует к новому малышу, переживает из-за развода родителей и перестает концентрироваться на учебе. Как правило, конфликт очевиден, надо только связать его с учебой.

9. Внутренний конфликт. У ребенка произошла переоценка ценностей, он глубоко разочаровался в чем-то или ком-то (друзья, преподаватель, выбранная специальность) или потерпел серьезную неудачу, подкосившую его уверенность в своих силах.

10. Накопившееся отставание. Ребенок пропустил по болезни несколько важных тем, не сумел в них разобраться самостоятельно и впал в панику, стал все больше путаться в предмете. Спросите, все ли ему понятно, поднимите тетради – с какого момента началось отставание.

11. Увлеченность. Ребенок концентрируется на одном занятии – в худшем случае на компьютерной игре или новой компании сверстников, в лучшем – на подготовке к олимпиаде, экзамену, соревнованию или конкурсу и спускает на тормозах все остальное.

12. Влюбленность. У мальчика или девочки первая любовь, при этом объект страсти учится в том же классе – до математики ли в такой ситуации?

Кто бы спорил, иногда причиной отставания становится лень или недисциплинированность, слишком сложная программа или неудачный педагогический коллектив, но в таких случаях успеваемость снижается плавно, или изначально оказывается низкой. Если стаи двоек появляются на фоне полного благополучия, это всегда тревожный симптом. Дайте ребенку день-два отдохнуть, поиграть в спокойные игры, пообщайтесь с ним, а потом поговорите по душам – в чем причина его проблем с учебой по его мнению. Не перебивайте ребенка, не возмущайтесь и тем более не вините – дайте ему высказаться, выслушайте его.

Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если проблемы со здоровьем налицо – ребенок становится бледным, часто жалуется на боль, недомогание, постоянно стремится присесть или прилечь, много и беспокойно спит, у него появляются синяки, кровоподтеки, кровотечения. Срочно обратитесь к врачу, если на фоне неуспеваемости у ребенка появляются обмороки, спутанность сознания, нарушения координации движений, сильная головная боль.

Обратитесь к психологу, если ребенок не только начал отставать, но и стал замкнутым, мрачным, не хочет делиться своими проблемами, часто плачет.

Конфликт в школе может испортить ребенку учебную мотивацию на несколько лет вперед, поэтому очень важно ликвидировать его в зародыше – поговорить с учителем, а если это не помогает, обратиться к руководству школы, чтобы выработать общую стратегию. Иногда лучше перевести ребенка, чем компенсировать последствия травли или непрофессионализма педагога.

Возможно, ребенок просто устал быть отличником, устал от перфекционизма и хочет что-то изменить.  Обсудите с ним его мотивации, договоритесь, до какого уровня допустимо «снижать планку».

И в любом случае школьнику необходима поддержка родителей, вера в его способности и успехи! Не переживайте – как только удастся отыскать причину, пятерки снова появятся, ведь ваш сын или дочь самые лучшие!

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню