Будет ребенок «левшой» или «правшой» становится очевидно только к 4-5 годам. Именно в этот период происходит активное выражение доминантности того или иного полушария головного мозга. Поэтому, если ребенок в этом возрасте начинает все делать левой, у него лидирует правое полушарие (да-да, каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела!).
Чем же правое полушарие отличается от левого, более распространенного? В первую очередь, повышенной эмоциональность. Не случайно те малыши, которые все делают левой рукой, обладают отличным образным мышлением, воображением, тонко воспринимают искусство.
При этом, как правило, они более пессимистичны, видят мир в куда более темных тонах, нежели их сверстники.
Почему это происходит?
Причины могут быть самыми разными, но чаще всего левши встречаются в семьях, где хотя бы одни из родителей леворукий. К остальным, наиболее распространенным причинам, можно отнести:
- «компенсаторное» левшество связано с поражением мозга в виду какой-либо травмы или болезни;
- «вынужденное» левшество, когда выбор ведущей руки определен травмой правой или желанием подражать кому-либо;
- «псевдолеворукость» (случай, когда ребенок может одинаково хорошо орудовать как левой, так и правой рукой).
Стоит ли переучивать?
Если человек пишет левой рукой, то тут дело не в руке, а в работе головного мозга! Разве родитель или учитель может на это как-то повлиять? Вряд ли, с природой не поспоришь. И даже если удастся под страхом наказания как-то заставить отпрыска писать «как все», последствия могут быть самые печальные. Так, врачи диагностируют нарушение темпа и ритма речи (по статистике, каждый третий заикающийся – это переученный левша), перемены в эмоциональном состоянии крохи (может быть вспыльчивым, плаксивым ). А также нельзя исключать различные нервные заболевания, следствием которых часто становятся: головные боли, вялость, энурез, спазмы и т.д. Очевидно, рисковать не стоит!
Помощь ребенку
Единственное, что могут сделать близкие для такого «особенного» ребенка – это создать оптимальные условия для жизни и учебы. Как это лучше сделать? Вот несколько простых советов:
• не требовать от малыша письма с наклоном вправо или безотрывного письма. Если за подобные мелочи учитель в школе снижает оценку, родители должны указать на методические рекомендации Министерства Здравохранения от 1985 г. – уже тогда медики были единогласны: переучивать левшей не только бесполезно, но и вредно. Не позволяйте ущемлять права вашего сына или дочери!
• при выполнении домашнего задания дома еще раз тщательно разберите пройденный материал. Необходимо пройтись по каждому пункту еще раз и узнать у ребенка, все ли он понял. Левшам чаще всего требуется пошаговое объяснение, которого не всегда приходится ожидать в переполненном школьном классе.
• если ребенок еще мал, полезно играть в игры, развивающие как моторику, так и зрительное восприятие.
• никогда нельзя проявлять негативного отношения к леворукости. Попрекая малыша тем, что он не такой, как остальные, родители рискуют получить закомплексованного ребенка, не уверенного в себе и своих силах.
• не стоит отдавать левшу в кружки и классы с большим количеством учащихся – леворукие дети плохо переносят большое скопление людей, в их окружении им сложнее воспринимать информацию, учиться.
И все обязательно получится!