Что такое музыка? Это способ воплощения художественных образов через звук. Ритмичные удары барабанов или плавные переливы струн – все это трогает и волнует детскую душу не меньше взрослой. И реагировать на музыку дети начинают, еще даже не родившись. Доказано, что мамина музыка оказывает крайне положительное влияние на развитие мозга младенца. А новорожденный малыш, слушающий колыбельные, лучше засыпает, и ест он с куда большим аппетитом под песенки-потешки.
Музыкальное развитие ребенка сказывается на формировании его умения воспринимать мир шире и ярче. Музыка развивает способности к раскрытию эмоций, учит чувству прекрасного. Занятия музыкой никогда не проходят даром для эстетического сознания, что в будущем обязательно отразится на развитии личности вашего ребенка.
Прекрасно, если ваш малыш растет в музыкальной семье. Значит, его жизнь проходит под аккомпанемент самых разных мелодий, и уже годам к пяти ваш ребенок может поразить вас утонченностью своих вкусов, а к десяти – вполне определиться со своими музыкальными предпочтениями. Если же в семье нет музыкантов, но кто-то из родителей любит музыку и умеет ее слушать, то и это уже неплохо. Ваши дети тоже обязательно будут разборчиво выбирать любимые композиции, и музыка будет занимать в их жизни не последнее место.
Но как же быть, если ваше желание развить в ребенке музыкальные таланты натолкнулось на элементарное отсутствие у него способностей? Во-первых, не отчаиваться и ни в коем случае не ставить крест на музыкальной карьере ребенка. Ведь вы не раз замечали, что будучи маленьким, ваш ребенок пытался подпевать или танцевать под музыку. Это значит, что восприятие музыки заложено в него самой природой. А остальное – дело техники в буквальном смысле. Смело беритесь с малышом за руки и идите в музыкальную школу. Педагоги с радостью принимают детишек, вне зависимости от наличия способностей. Ведь музыкальные способности – это целый комплекс навыков, таких как музыкальная память, чувство ритма, моторика и координация рук. Навыков, которые можно и нужно развить в будущем исполнителе. Даже отсутствие слуха – не беда, грамотный педагог сможет развить его с нуля. От вас и вашего музыканта требуется только известное усердие и настойчивость.
Нередки случаи, когда ребенок, начав ходить на занятия музыкой, теряет интерес и глаза его уже не горят, а для того, чтобы усадить его за инструмент, требуется немало усилий. Некоторые мамы тоже сдаются, утешая себя мыслями о том, что детских кружков и секций много, и не каждому предписано родиться гениальным пианистом. Но это не верно. Не пытаясь настаивать на обязательности занятий, вы тем самым показываете ребенку, что любое дело можно начать и бросить по желанию. Малыш должен понимать, что не все дается просто, и что трудности даны человеку, чтобы их преодолевать. Помогите ему найти в себе силы. Если ребенок просто устал от классических мотивов, подарите ему магнитофон. И позвольте слушать любую музыку, которая ему нравится, даже если это противоречит вашим вкусам. Многие дети, владеющие тем или иным музыкальным инструментом, помимо заданных пьес часто пытаются подобрать любимые мелодии. А свобода выбора музыки подталкивает маленького музыканта к созданию собственных произведений. И пусть они звучат пока примитивно, вполне вероятно, что со временем его композиции будут вызывать у вас восторг.
Бывает и так, что занятия в музыкальной школе по каким-то причинам невозможны. Но и здесь не все потеряно. Ведь главное – это желание, а возможности найдутся всегда. В любом книжном магазине можно найти самоучитель игры на гитаре, фортепиано или барабане. Правда, стоит отметить, что заниматься с ребенком вам придется самостоятельно, или же приглашать репетитора. Главное – мама должна показывать свою заинтересованность в занятиях ребенка. Даже если у мамы нет музыкального образования, помочь ребенку выучить сложные знаки нотной грамоты можно. Не заставляйте малыша учить произведение, которое ему не нравится. Не усаживайте за инструмент насильно и не наказывайте его, если он не выучил пьесу. В конце концов, занятия музыкой – процесс творческий, поэтому и подход к этому делу должен быть соответственным.
Ребенок, дни которого наполнены музыкой, умеет прислушиваться к своим мыслям и чувствам. А это в будущем обязательно поможет ему в становлении своей личности. И если даже музыкальное образование не войдет в список увлечений вашего ребенка, не ограничивайте его общения с миром звуков. Здесь вы можете только наблюдать и слегка корректировать его предпочтения, ориентируясь на возраст ребенка и личности самих исполнителей.
И как бы ваши вкусы ни расходились со вкусами ребенка, его интерес к музыке говорит о том, что перед вами настоящий, чувствующий Человек.