История с прыжком кончилась замечательно – дитя на трясущихся ногах - то ли от страха, то ли от того, что наверху бревно было очень тонким, доползла до верха, неловко оттолкнулась и нелепо шмякнулась в воду под восторженный рев толпы купающихся. Когда ребенок вынырнул, слезы на глазах ее были не от отбитых ребер, а от счастья – десятки незнакомых людей аплодировали. Краткий миг триумфа, который она, вполне уже взрослый человек, до сих пор, надеюсь, вспоминает с волнением и радостью.
Как-то странно, но обычно, когда говорят, что ребенок «без комплексов», имеется в виду детская, подростковая половая распущенность или развязность в общении. Грубое и пошлое, обывательское во всех смыслах определение! В моем понимании отсутствие комплексов – это итог долгого пути, который ребенок должен пройти с помощью родителей, воспитателей, тренеров, наставников. Путь к формированию гармонической, самодостаточной личности лежит через совместный поиск ребенка и его родителей и преодоление страхов, через увлечения, труд, старание, ошибки и разочарования. Никто не может быть уверен, что этот путь будет пройден – нормальный человек до конца своей жизни что-то ищет, во многих вещах сомневается. Особенно, что касается собственных поступков и проступков. То, каким станет наш ребенок, к сожалению, не во всем зависит от родителей, но мы должны дать ребенку шанс стать победителем. Дать ему возможность победить себя и обстоятельства благодаря собственной настойчивости, смелости, таланту и труду.
Ведь как бывает - ребенку втемяшится, что хочется стать балериной. И не надо унывать, если вас со второго же занятия прогонят из студии! Истеричной преподавательнице не понравится, что дочь обладает развитой физически комплекцией и способна оторвать поручень от балетного станка.
Или, например, решила девочка стать автогонщиком, посмотрев мультик «Тачки» – пусть будет! Главное нужно добиваться результата. И не важно, что многие годы, от сезона к сезону, в автоклуб будут приходить новые талантливые мальчики, которые будут бесстрашно гонять и отбирать все призы, а вашему ребенку снисходительное судейское жюри вручит лишь самые обидные – утешительные, как единственной девочке, участвовавшей в гонках. Придет время, и ребенок неожиданно для вас, и уж тем более для соперников, заберет все «золото» за сезон. А затем легко бросит это очень дорогое в прямом смысле слова занятие.
Дайте ребенку, если он хочет, возможность стать гениальным фотографом. И не важно, что черно-белую бумагу сейчас продают исключительно за безумные деньги в одном лишь магазине и только в Москве, а закрепители-проявители сейчас стоят чуть ли не дороже марочного выдержанного виски! Когда-нибудь ребенок, пропахший химикатами, счастливо продемонстрирует прямоугольник фотобумаги, на котором изображено нечто в разводах: окажется, это синичка, которая прилетела утром к ней на окно. И вы с радостью вместе с ребенком бросите заниматься фотографией – победа достигнута, да и денег нет, нужно искать что-то новое.
Маленький человек, у которого всегда есть какая-то важная цель в жизни, который ищет приложение своим навыкам и умениям,закончив школу, выбирает ВУЗ не исходя из общих романтических размышлений о том, чем бы ему заняться в жизни, а из того, что может дать ему высшее образование в этом учреждении. Он ценит деньги, знает им цену, потому, что уже в школе узнал, как тяжело их зарабатывать. И не испытывает по этому поводу иллюзий.
Помним!
• Для ребенка очень важно общественное признание в кругу друзей. Важно, чтобы это признание было подкреплено дипломами, кубками, медалями. Конечно, в пубертатный период сложно будет доказать свою «крутизну» победами на школьных олимпиадах по биологии, проще - на городских соревнованиях по вольной борьбе или гоночных трассах - подростки падки на эффект. Тем не менее, даже «ботаны» сейчас легко находят себе друзей, сподвижников, если увлечены и умеют добиваться успеха.
• В каждом ребенке - бездна талантов, родители должны помочь ребенку их сначала обнаружить, а потом – проявить и развить. Труд этот совместный и долгое время – неблагодарный.
• Никогда не подвергайте сомнению целесообразность желания ребенка заняться чем-либо полезным, руководствуйтесь формулой солидарности: «Давай попробуем».
• Будьте рядом всегда, особенно если ребенок начнет сомневаться в собственном успехе: «Мы это сможем - ты этого добьешься».
• Ваши слова «Я верю в тебя – у нас все получится» помогут ребенку преодолеть любые трудности, но только в том случае, если вы сами верите в это.
• Можно добиться прекрасных результатов даже в случае, когда ребенку занятие надоело окончательно, и он полон решимости бросить его: «Мы потратили столько сил, денег, времени. Давай выиграем соревнование (олимпиаду, конкурс) на прощание, а потом – делай, что хочешь».
• Не попрекайте ребенка тем, что он бросил кружок, секцию: «Это был интересный опыт для нас».