Ох, долго смеялись мы во время обеденного перерыва в офисе, когда моя старая знакомая рассказала об очередной «нетленке», которую выдал ее младший сын. Степа, или как мы его уважительно называем за свойственную двухлетнему мальчику удивительную рассудительность и домовитость, – «Степаныч», любит машинки, знает большинство марок, прекрасно разбирается в функциональном назначении всех транспортных средств. Только вот говорить ленится, ну да не беда… Как оказалось, есть слова, которые он запоминает быстро и накрепко и воспроизводит их строго в нужной интонации и по месту. «Козель!» – так голубоглазый блондинчик обозвал во время игры воображаемого водителя соседнего деревянного грузовика, который якобы подрезал на воображаемой трассе легковой автомобиль…
Это бранное слово, я так полагаю, он услышал от собственной мамы. Я и сам не раз слышал, когда мы передвигались по нелегким московским дорогам, что именно так мама Степы характеризует особо одаренных водителей-мужчин. А еще Степа пошел недавно в детский сад. И хотя в этот садик ходили его старшие сестра и брат, случилось непредвиденное, но очевидное – первым делом маленький мальчик принес из детсада слово, которое характеризуется согласно словарю Ожегова, как «простое бранное». Этим словом наградил Степа свою няню.
Хлопот у родителей много, не всем удается погрузить ребенка в интеллектуальный вакуум, не у всех есть достаточно средств, чтобы отдавать в частные детские сады, тем более закрытые заграничные пансионы. Большинству из нас приходится прививать своим чадам иммунитет к нашей городской и бранной культуре, подобно как в детских садах формируется иммунитет к болезням – собственно, через болезнь.
Я люблю вспоминать, какими «прекрасными» эпитетами мои маленькие дочери одарили дога Беллу в свой первый приезд к бабушке. Нарядно в шелка одетые девочки тянули в разные стороны за уши огромного дога, собака не без труда упиралась, соответственно, малыши вкладывали в свои уста самую экспрессивную лексику. От услышанного моя мама, воспитавшая в казачьей станице трех сыновей, со словами «Ой, Господи, прости!» вынуждена была присесть в испуге на стул. Даже я – в недавнем прошлом военно-морской старшина, был слегка шокирован услышанным. Таких слов мы им точно не говорили! Где-то услышали…
В чем причина, почему дети так цепляются за бранные слова? Я думаю, им не хватает эмоций. Помните, как у Высоцкого в его знаменитой «Балладе о борьбе»: «Детям вечно досаден их возраст и быт». Как может ребенок понять мир, если его кормят из баночки абсолютно пресным безвкусным пюре? Как можно выразить свои чувства и отношение к этому миру, если вокруг слышатся лишь слова умилительного «сюсюканья»? Дети присматриваются за окружающими их эмоциями и средствами выражения, а, как ни верти, бранная лексика – самая экспрессивная!
По логике ребенка, это как неожиданный подарок, который очень приятно получить, и не важно, что тебя ругают и бьют – главное – с тобою общаются. Часто именно в этом и заключается мотивация детей, так они манипулируют нами, сажают на психологический «крючок». Мы с супругой отучили детей от нехороших слов, устраивая импровизированные театральные сценки. Всякий раз, когда у ребенка вырывалось изо рта нечто непотребное, мы делали вид и гримасничали так, будто он совершил неожиданную дефекацию. Детки обижались. Они же всегда хотят выглядеть взрослее, а тут такой конфуз!