За таким поведением могут стоять различные причины. Помогая ребенку, важно разобраться, что же скрывает его застенчивость.
Проявление тревожности
Тревожный ребенок часто беспокоится, боится, он ранимый, чувствительный, плохо спит. Тревожность всегда проявляется и в общении с людьми. Можно понять, что его застенчивость связана именно с тревожностью, если он говорит: «Мама, а что будет, если они не захотят со мной играть?», «А если они меня обидят?» и т.п. В таком случае для ребенка общение, контакт с другими людьми – это еще одна сфера, насыщенная всевозможными страхами. Естественно, в этой ситуации малыш будет замкнут, напряжен, не склонен к общению.
Чтобы помочь ему в этом случае, нужно работать именно над снижением общей тревожности, ведь застенчивость – лишь ее следствие. Лучше всего обратиться к детскому психологу, поскольку тревожность – это та проблема, с которой следует работать профессиональными методами.
Неопытность в общении
Если в раннем возрасте ребенок живет в довольно-таки закрытой семье, то когда он выходит в «большой мир», например, попадает в детский сад, встречается с множеством новых людей. С каждым из них ему нужно как-то выстраивать отношения, а он этого попросту не умеет делать. В новом круге общения возникает масса ситуаций, с которыми ребенок раньше, вероятно, никогда не сталкивался – необходимость делить с кем-то игрушку, реагировать на агрессию, потребность попросить чужого человека о помощи или привлечь к себе внимание и т.д.
Иногда дети реагируют на эту стрессовую ситуацию агрессией, иногда – застенчивостью. И в том, и в другом случае важно целенаправленно учить ребенка общаться, вступать в контакт, разрешать конфликтные и другие сложные ситуации. Например, в игровой форме.
Отсутствие интереса к собеседнику
Будете ли вы считать себя застенчивым человеком, если не захотите общаться с соседями по поезду? Или не пойдете на корпоративную вечеринку, если коллеги неприятны вам? Конечно, нет. Почему-то когда речь идет о ребенке, этот аспект часто забывается. К примеру, родители приводят ребенка на детский праздник и расстраиваются, что он не хочет подружиться с новыми ребятами. Или чадо не дружит с одноклассниками. У старшего дошкольника и тем более школьника часто уже сформированы довольно четкие интересы и симпатии. С кем-то ему интересно, с кем-то не очень, кто-то вызывает отторжение.
Если вы знаете, что в других ситуациях ребенок общается без проблем, если у него есть друзья, пусть один-два, не нужно переживать и заставлять его общаться и дружить со всеми. Лучше в такой ситуации заняться поиском для ребенка клуба по интересам, спортивной секции или другой компании, где он сможет найти новых друзей.
Неуверенность в себе
Обычно в старшем дошкольном возрасте самооценка у ребенка – завышенная, то есть он должен считать себя «самым хорошим, умным, добрым, красивым» и т.д. И это нормально для ребенка 3-7 лет. Но в некоторых неблагоприятных ситуациях дошкольного детства и часто в школьном возрасте ребенок имеет заниженную самооценку. Он считает себя плохим, непривлекательным, недостойным внимания и т.д. Безусловно, это, в первую очередь, идет от родительского отношения и ситуации в семье. В таком случае ребенок начинает избегать общения, так как ему кажется, что его не примут, будут смеяться над ним, потому что считает себя никому неинтересным и т.д.
Естественно, в данной ситуации нужно, прежде всего, проанализировать вашу семейную ситуацию – достаточно ли вы хвалите ребенка, адекватны ли наказания, не говорите ли вы в порыве злости ему о том, что он «плохой», «никчемный» и т.п. Все это очень ярко отражается на самооценке и на коммуникациях малыша.
Черта характера
Важно понимать, что застенчивость – не всегда симптом проблемы. Иногда за застенчивость принимают определенный склад характера ребенка. Кому-то проще работать или решать проблемы в коллективе, в сотрудничестве с другими, кому-то – в одиночку. Кому-то постоянно нужны люди вокруг, а кому-то достаточно самого себя. Все это мы допускаем при разговоре о взрослых, но иногда забываем, когда речь идет о ребенке.
Итак, застенчивость ребенка необязательно связана с какими-то проблемами. Возможно, он просто не хочет активно общаться, ему достаточно малого количества контактов и отношений с людьми. Это легко различить с помощью наблюдения, беседы с воспитателями/учителями и самим ребенком. Ответьте себе на вопрос – ваш ребенок сидит в детском саду и читает книжку в уголке потому, что боится вступить в игру, не знает, как это сделать, или ему просто хочется посидеть одному и почитать книжку? Да, это может быть нехарактерно для большинства его сверстников, но он вполне имеет право на то, чтобы быть таким. Зачастую у ребенка-интроверта развиваются комплексы не на основе неумения общаться, а именно на основе того, что взрослые фиксируют внимание на том, что он не такой, как все. «Чего ты сидишь один, нужно играть со всеми,» – говорят они ему.
Конечно же, здесь важна грань. Если ребенок предпочитает быть один всегда, вообще не вступает в контакты в любых компаниях детей или взрослых и даже с родителями общается по минимуму, все это уже может быть симптомами детского аутизма. Желательно показать ребенка неврологу и детскому психологу для уточнения.