Как приобщить ребенка к прекрасному Знакомство с историей семьи и родословной чаще всего не входит в круг воспитательных задач родителей. Они стремятся научить ребенка читать, писать, выучить иностранный язык, танцевать или играть на музыкальном инструменте.
И с одной стороны их можно понять. Ребенок и так живет в семье, маму с папой знает, других родственников тоже. А для успешной реализации в жизни знание истории своей семьи необязательно.
К сожалению, это так, и это грустно. В современном мире изучение своей истории, родословной является скорее чем-то необычным, милым хобби, нежели чем-то естественным и повседневным. А ведь забывая о своих предках, мы не только теряем часть своей истории, но и утрачиваем свою самобытность, причастность к роду, уважение к корням.
Знакомство со своей родословной входит в программу нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Но, увы, работа не всегда ведется, потому что без подключения родителей к данной теме знакомить ребенка с историей его собственной семьи проблематично
А тема сложна и для самих взрослых тоже. Много ли ваших знакомых занимаются составлением своего генеалогического (язык сломаешь) древа? А что, кроме имени-фамилии и месте проживания вы знаете о своих бабушках и прабабушках?
Видео по теме
Для чего надо изучать историю своей семьи?
Знакомство дошкольника с родословной, создание генеалогического древа (кстати, в работе с маленькими детьми этот термин можно не употреблять, достаточно слов – дерево семьи), является интересным захватывающим делом, которое объединяет всю семью.
А интересное семейное дело всегда благоприятно влияет на детей. Для малыша оно означает чувство сплочения, единства, в таких ситуациях он ощущает поддержку всей семьи и наполняется внутренней уверенностью и ресурсами, которые в дальнейшем будут помогать справляться с трудностями.
Я очень скучаю по своей бабушке, которой не стало несколько лет назад. Они жила в настоящей избе, в настоящей деревне с самой настоящей русской печкой, в которой варила нам суп и пекла пироги. И одним из самых дорогих детских воспоминаний является то, когда мы зимой с братом лежим на печи, а бабушка штопает носки или вяжет нам варежки и рассказывается деревенские страшилки про волков.
Сейчас я уже не уверена, что эти истории были настоящими, но в детстве мы с ума по ним сходили и упрашивали бабушку рассказывать их снова и снова.
Кроме того, изучение истории семьи может стать вашей новой традицией, а традиции, как известно, помогают детям чувствовать постоянство и уверенность в меняющемся мире.
Новые знания расширяют кругозор малыша, знакомят его с временными характеристиками, понятиями «тогда» и «сейчас», «было» и «стало». Истории о том, как жили его предки, не то, что без телефона, а даже без машин развивает мышление, интеллект и речь ребенка, обогащает его внутренний мир.
Как же лучше всего знакомить ребенка с родословной?
1. Как ни банально, но попробуйте составить дерево своей семьи. Для малыша вовсе необязательно, чтобы это были предки до 7-го колена. Достаточно будет вас, братьев и сестер, если они есть, бабушек, дедушек и тетей с дядями. Сам вид семьи в одном месте (на кроне дерева) действует на ребенка впечатляюще. Он осознает себя и других родственников одним целым, ощущает себя причастным к ним. Нарисуйте герб своей семьи и придумайте ее девиз.
2. Заведите семейную книгу или фотоальбом с реальными распечатанными фотографиями. Каждый год, просматривая такую книгу или альбом вы, во-первых, заново сможете пережить все события этого года, во-вторых у ребенка появится ощущение текучести времени, понимание того, что оно уходит. И в-третьих, он сможет на физическом уровне ощутить, пощупать часть свой семейной истории.
3. Обращайте внимание ребенка на те картины и иллюстрации, где изображена семья, например: Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV»; В. Баюскин «За обедом»; Ю. Кугач «В субботу», «У колыбели»; В. Перов «Рыбная ловля»; К. Маковский «Рассказы деда», «Семейный портрет»; И. Корзухин «Бабушка с внучкой».
Читайте стихи и рассказы про семью: В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»; В. Осеева «Сыновья»; Е. Благинина «Бабушка-забота», «Посидим в тишине»; Л.Воронковой «Бабушкины дела»; М. Дружинина «Открытка»; Т. Тахистова «Семья»; В. Берестов «Любили тебе без особых причин»; Д. Непомнящая «Мама для мамонтенка»; Н. Магай «Моя мама и я»;
4. Периодически показывайте ребенку фотографии своих собственных родственников, родителей. Обращайте внимание малыша на условия, в которые жили ваши предки, рассказывайте про них интересные, забавные истории.
Расширяйте знания ребенка о родственных отношения, объясняйте, кто такие золовка, деверь, сват и кума, чем тетя и дядя на улице отличаются от его родных тети и дяди.
5. Заведите только свои, семейные традиции и праздники. Кроме государственного дня семьи, отмечаемого 8 июля, заведите день своей семьи или день вашего домашнего питомца или любой другой день. Придумайте свой фирменный семейный рецепт торта или салат. Придерживайтесь своих старых традиций и создавайте новые!