Приобщение моей шестилетней дочери к культурной жизни Москвы началось с Андроникова монастыря. Девочка хорошо рисует, с удовольствием рассматривает художественные альбомы, и я решила, что пришло время познакомить ее с образцами древнерусской архитектуры и живописи.
Мы осмотрели белые башни монастыря, обсудили, как и когда их строили, зачем церквям были нужны укрепления. Затем прошлись по всем залам, взглянули на работы Рублева, пронаблюдали, как менялась традиция иконописи от века к веку, от региона к региону. Когда через пару дней я спросила у дочери, что ей понравилось – девочка честно ответила, что понравился ей поливальный фонтан на газоне, а все остальное – скукотища невероятная.
Почему так произошло? Потому что ребенок не был подготовлен к музею, а дали ей слишком сложный материал.
Умение понимать высокое искусство - не врожденный дар, малыши предпочтут мелодию из рекламного ролика классической симфонии, картинку из мультика картине из Эрмитажа, детский утренник – «Лебединому Озеру». Развивать понимание можно и нужно, но осторожно и постепенно, иначе ребенок рискует получить глубочайшее отвращение к бессмысленным для него занятиям. Помните, как вы давали грудничку первый прикорм, понемногу приучая его к новым вкусам – фруктов, каши, мяса? Так и с культурой. Не стоит навязывать, пусть малыш в удовольствие пробует доступные его пониманию вещи.
Чтобы ребенок учился понимать классическую музыку – он должен слышать ее от рождения. В умеренных дозах, правильно подобранную, «легкую», если так можно сказать о классике – не «Аппассионату» или «Зигфрида», а «Детский альбом», «Щелкунчика» или «Времена года». С трех-четырехлетним малышом можно слушать небольшие произведения вместе и обсуждать их: какое настроение и чувства они вызывают, как звучат те или иные инструменты.
Куда пойти с маленьким зрителем?
Путь к живописи начинаем с репродукций и художественных альбомов. Говорим о картинах, задаем вопросы – кто и как изображен, что хотел показать художник. Выбираем понятные ребенку сюжеты: изображения детей, животных, сказочных героев. Впрочем, первый музей вовсе не обязан быть картинной галереей. Ребенка наверняка заинтересуют музей Кукол, Мыши или Шоколада. Кстати, в большинстве музеев проводят адаптированные экскурсии для самых маленьких.
С театром проще всего – даже трехлетний малыш увлечется историей Волка и Красной Шапочки или Семерых Козлят. Психологи советуют начинать с кукольных театров, но можно выбрать и музыкальный спектакль, и простую детскую постановку, и модное интерактивное представление с участием зрителей. Чтобы проверить, готов ли малыш к посещению спектакля, посмотрите с ним несколько детских постановок по телевизору или на видео – заодно и выясните, сколько времени ваш ребенок концентрируется на сюжете.
Начинать посещение детских театров лучше с трех-четырех лет, музеев – с четырех-пяти, концертов классической музыки, балетных спектаклей – не раньше шести. Ключевой момент – сын или дочь в состоянии высидеть представление, прослушать музыку или пройти экспозицию целиком и понять, что к чему. Постарайтесь найти золотую середину – объяснить, в какое важное место вы идете, но не сформировать завышенных ожиданий, чтобы малыш не разочаровался. Расскажите заранее, как надо себя вести: не есть и не пить в зале, не шуметь, сидеть смирно или ходить за экскурсоводом, не мешать другим зрителям.
Этикет для детей и взрослых
Перед визитом в «обитель муз» убедитесь, что ребенок хорошенько выспался, плотно поел, нормально себя чувствует. Постарайтесь, чтобы дорога не была чересчур долгой и утомительной. Оденьте маленького театрала нарядно, но удобно – чтобы платьице не кололо, ботинки не жали, новый костюм не стеснял движений.
Если малыш испугается громкой музыки или страшного чудовища на сцене, отвлечется от объяснений экскурсовода, начнет плакать – выведите его из зала, обнимите, успокойте. Потом спросите, хочет ли он пойти домой или вернуться? Не настаивайте – возможно, он просто не готов к такому объему новых впечатлений. Отвечайте на все вопросы малыша – кто такие актеры, как картины попадают в музей, почему музыканты одеты в черные костюмы и зачем дирижер машет руками.
Спустя день-два, когда улягутся первые эмоции, поговорите с ребенком об увиденном и услышанном – что он запомнил, что ему понравилось, что не понравилось, что заинтересовало. Дошкольника лучше не перекармливать «культурным отдыхом» - один музей или театр в неделю. Если что-то вызвало протест, лучше сделать паузу, а потом попробовать еще раз.
Мы с дочкой, спустя полгода после неудачи с Андрониковым монастырем, посетили музей древностей в Феодосии – девочка с огромным интересом рассматривала и античную керамику, и средневековые монеты, и национальные костюмы, и оружие времен Великой Отечественной. Ей понравилось, чего и вам желаю.