Из 21-го фильма, снятого этим мастером, 5 получили премию «Оскар». А были еще и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, и призы в Венеции, и на Московском кинофестивале. Не каждому творческому человеку удается достичь такой высокой ступени успеха. Учитывая, что эти фильмы во многом автобиографичны, Феллини, образно говоря, одновременно представлял собой и богатое месторождение ценной породы, и трудолюбивого добытчика драгоценной руды, и умелого художника-ювелира, создающего из нее рукотворные шедевры. Не даром он говорил: «Мне вообще всегда кажется, что я снимаю один и тот же фильм, используя один и тот же материал, и только время от времени меняю ракурс». Не странно ли, что публика при этом не обвиняет автора в повторах? Вероятно, талант этого человека состоял в умении находить неожиданный и запоминающийся ракурс.
Детские сны
Федерико Феллини никогда не говорил, что интересуется психологией или философией, и утверждал, что серьезных книг не читает. Однако, будучи публичным человеком, оставил множество высказываний, выдающих глубокого интеллектуала. А намечающийся сценарий жизни и стиль поведения просматривается уже с детских снов Феллини.
Самым ярким впечатлением детства будущего кинематографиста был цирк. Не только само представление, но и шествие цирковых повозок по улицам города. Особенно поразили клоуны и ощутимое цирковое братство. «У меня было странное чувство, будто меня здесь ждали… Циркачи казались мне одной большой дружной семьей. С тех пор с цирком у меня установилась нерушимая связь. И он снился мне на протяжении долгих лет. В этих снах мне казалось, что я нашел свой дом».
Такие повторяющиеся детские сны не требуют глубокого толкования. Суть видна сразу: ребенок осознает свое место в жизни. Во сне ищется то место, которое ощущается как свой дом. Феллини безошибочно определил жизненное направление-призвание и принял «клоунский» стиль поведения. Весельчак, шутник и мистификатор, он с лукавой усмешкой рассказывал о себе забавные байки и иронично комментировал свое творчество.
Вспоминая детские «цирковые сны» маститый режиссер демонстрировал личную связь времен: «Тогда я ещe не знал, что вся моя жизнь пройдет в цирке. Ведь кино – это тот же цирк… карнавал… шутовская игра».
Повторяющиеся сны
Внешне легкий и удачливый человек, Федерико Феллини все же внутренне был во многом недоволен собой. Об этом красноречиво говорят многие фразы из собрания его афоризмов. Это же в символическом виде показывает сюжетный повтор довольно необычного сновидения.
«Мне часто снится, что я работаю начальником паспортно-визовой службы в аэропорту. И не позволяю старому, странному, плохо пахнущему китайцу, одетому в лохмотья, пройти. Потому что чувствую, что он как-то разрушит мою жизнь. И мне стыдно этого чувства, и я тут же перемещаюсь в какую-то комнату, где полно воды, и я плаваю там кругами...» В этой записи каждый образ – говорящий.
Быть начальником во сне – в реальности означает быть ответственным за какие-то решения и поступки. Приснившиеся самолеты являются показателем способности к быстрому и большому продвижению в жизни, а аэропорт демонстрирует потенциал сновидца в плане генерации новых идей для этого продвижения и умение координировать, организовать большой поток своих возможностей. Зерно первой фразы: паспортно-визовый пропускной контроль. Это внутренний «диспетчер» сновидца, способный идентифицировать и оценивать все посылы своей творческой натуры.
Также подробно, буквально по каждому слову, можно разобрать всю запись сна. Но в этом нет необходимости. Достаточно сказать, что жизнь в кинематографических кругах сопряжена со многими соблазнами, а слава провоцирует гордыню, снобизм и другие пороки. По-видимому, будучи неглупым человеком с чистой душой, Феллини не пускал в свой внутренний мир и в свои фильмы то, что плохо выглядит и «дурно пахнет», за что может быть стыдно. Отсюда и комната с водой – очищение души, обновление внутренней энергии.
Вечные ценности и сиюминутные шалости
«Каждый живет в своем вымышленном мире, но большинство людей этого не понимает. Никто не знает подлинного мира. Каждый называет Истиной свои личные фантазии. Я отличаюсь тем, что знаю: я живу в мире грез». Это откровение мастера, несомненно относится не только к его фильмам, но и ко всему мировосприятию.
Шарлотта Чандлер, журналистка, выпустила книгу воспоминаний, основанную на многочисленных беседах с великим Федерико Феллини. Собранные воедино интервью расширили представление о его индивидуальности. Многие фразы из книги стали афоризмами, объединяющими шутовскую подачу с глубоким философским содержанием. Остроумные жизненные замечания соседствуют с рассуждениями о поиске Бога в себе. Среди прочего есть и характеристика его отношения к сновидениям: «Мои сны настолько реальные, что годы спустя я задаю себе вопрос: «Происходило ли все это со мной на самом деле или только приснилось?» Эта путаница продуктивна для Феллини, так как сегодня психологи говорят, что для прохождения своего истинного пути одинаково важны анализ и чувствование сновидений и реальности.