Разрешите представиться
По мнению психологов, с людьми, которых мы часто видим, легче установить взаимную симпатию. У нас больше возможностей присмотреться, узнать друг друга. Нам нравятся те люди, кому мы можем доверять и чье поведение можем предсказать, а незнакомцы и их чужая душа – потемки. Многие сетуют, что у них нет компании сходить в кино, кафе, съездить в отпуск. Печально ждут, что кто-то их заметит и предложит быть друзьями на век, но сами не демонстрируют свой интерес к людям и не проявляют инициативу.
Совет: если вы хотите кому-то понравиться и влиться в компанию, не надо ждать, когда придут и дадут. Возможно, у вас есть знакомые, которые вхожи в этот круг, не стесняйтесь и попросите познакомить. Ненавязчиво проявляйте себя: предложите вместе сходить в кино, пообедать. Может, вам и откажут из-за других планов, но вас отметят как контактного и активного человека с интересами и в следующий раз шаг последует с той стороны.
Важно: знайте меру и не превращайте миссию «заявить о себе» в «мозолить глаза».
В тебя как в зеркало гляжусь
Нам больше нравятся люди, чье мнение совпадает с нашим: всегда приятно встретить единомышленника. И часто друзей мы выбираем среди тех, кто похож на нас, хотя хрестоматийные примеры про «лед и пламя» встречаются не только в литературе. Когда мы высказываем одобрение или согласие с чьим-то мнением, нас воспринимают как дружелюбного человека.
Совет: не стесняйтесь отмечать сходство с окружающими – хоть мнений, хоть фактов биографии. Позитивная реакция сработает на благо приятного общения: самым естественным образом найдутся новые темы для разговора, а может даже установится нерушимая связь родственных душ.
Важно: говорите искренне, а не соглашайтесь ради самого факта согласия, иначе это похоже на глупое поддакивание.
Кнут или пряник?
Похвала и критика от окружающих, конечно же, тоже влияют на наше итоговое отношение к этим людям. В психологической практике известен один занятный эксперимент, в результате которого испытуемый мог подслушать, что о нем говорили другие. А «подсадные утки», высказывавшие мнение за глаза, придерживались одной из четырех схем: говорить только комплименты; начинать с комплиментов и переходить к критике; начинать с неприятных замечаний и постепенно переходить к комплиментам; постоянно высказывать критические суждения. На первый взгляд может показаться, что большую симпатию вызовет тот, кто говорит только приятное, а тот, кто только критикует, покажется самым неприятным человеком. Но эксперимент показал совсем иную картину: самое приятное впечатление оставили те, кто начинал с критики, а затем переходил к комплиментам. А тот, кто начинал с похвалы, а заканчивал критикой, казался самым непривлекательным.
Совет: если общение с человеком вызывает у вас двойственные чувства и периодически приводит к откровенному разговору, начинайте с правды-матки, а после этого обязательно отметьте те качества, которые вы в нем цените. Сделав наоборот, вы оставите у человека ощущение не искреннего комплимента, а будто его «подмаслили», чтоб не обижался на критику.
Важно: не злоупотребляйте критикой, особенно если в этом нет острой необходимости, иначе комплименты выглядят как «заметание следов» негатива.
Эти глаза напротив
Важный элемент общения – зрительный контакт. Это самый мощный невербальный сигнал. Чем больше у нас зрительных контактов с человеком, тем большую близость с ним ощущаем. Неспроста мы стараемся не смотреть в глаза тем, кто нам не нравится. И к тем, кто не смотрит нам в глаза, тоже относимся настороженно: они как будто разговаривают не с вами, а с воображаемым спутником за вашей спиной. Рассказывая что-то, мы ловим взгляд собеседника, чтобы увидеть заинтересованность, убедиться, что нас внимательно слушают. Прерывание зрительного контакта вызывает беспокойство и чувство неуверенности. Наглядный пример – дискомфорт при общении с человеком в темных очках.
Совет: будьте открыты людям и их взглядам. Всеобщую симпатию обычно вызывают те, про кого можно сказать «у него живой взгляд».
Важно: не пяльтесь на людей просто так, молча и не мигая, особенно на незнакомых. Такой взгляд воспринимается как агрессия, а зрительный контакт уместен, когда он перетекает в разговор или же его сопровождает.
И не забывайте про чувство юмора: хорошая шутка всегда привлечет внимание и создаст непринужденную обстановку.