Список громких имен и легендарных брендов, зародившихся в Италии, можно продолжать до бесконечности. Одежда, текстиль, обувь, созданные здесь – это не просто произведения искусства. Это целая индустрия, благодаря которой в стране активно развивается легкая промышленность, появляются рабочие места, растут доходы от экспорта. И трудно представить, что когда-то самым главным франтом на полуострове считался романтик-революционер Джузеппе Гарибальди…
Ренессанс: неприкрытое богатство
Первые оригинальные детали в одежде – естественно, женской, – появляются здесь в XV – XVI веке. В каждом из этих столетий в Италии была своя модная столица. Сначала почетный статус принадлежал Флоренции, а сто лет спустя его перехватила Венеция.
Туалет женщины той эпохи состоял из платьев двух видов – нижнего и верхнего. Нижнее, незатейливое по крою, непременно было с длинными рукавами. На него надевалось нечто, напоминавшее фасоном халат с длинными рукавами.
Что касается тканей – Флоренция, разбогатевшая на производстве и экспорте сукна, в носке предпочитала более деликатные шелка, парчу и бархат. Самыми же модными оттенками были цвет красного вина, зеленый и смагардовый (оттенок, близкий к изумрудному).
Фасон женского платья XV века полностью отвечал веяниям эпохи: ткань присборивали таким образом, что получались широкие, симметричные фалды, напоминающие элементы ренессансной архитектуры.
Именно в этот период женская одежда стала строго делиться выкройкой на длинную юбку и лиф, часто зашнурованный, с мелким овальным вырезом.
Но все это были лишь оригинальные детали. Главным же веянием моды было богатство. Не просто заметное – кричащее. Модницам того времени мало было дорогих тканей и узоров. «Последним писком» эпохи Ренессанса были оригинальные узкие рукава, которые во второй половине столетия следовало разрезать в нескольких местах на локтях и в пройме, чтобы обнажить белое нижнее белье.
Дамские наряды эпохи Возрождения оказались мощным источником вдохновения для кутюрье новых столетий. В 1906 году в Милане швея Роза Дженони, вдохновленная картинами времен Ренессанса, сделала несколько образцов одежды, в корне менявших существующие в ее время представления о моде и стиле. На творческий порыв талантливой итальянки обратили внимание даже искушенные французы. А мир моды, благодаря синьоре Дженони, получил совершенно новый стиль – robes fourreau (облегающие платья).
Все оттенки тоталитаризма
Вряд ли есть на свете две более далекие друг от друга сферы, чем мода и политика. Однако в истории итальянской моды они весьма тесно соприкасались, и не единожды.
В те годы женщины еще носили кринолины, и само понятие «мода» прочно ассоциировалось лишь с женской одеждой. Самой же точной характеристикой мужских туалетов было бы слово «самоотречение», поскольку в середине XIX века сильный пол предпочитал облачаться в однообразные костюмы-тройки: пиджак-брюки-жилет. Неожиданной и яркой вспышкой на этом весьма унылом фоне стали алые рубашки «гарибальдики» – «униформа» легендарного революционера Джузеппе Гарибальди и армии его сторонников.
После Первой Мировой войны тон в итальянской мужской моде вновь задает весьма одиозная личность: на пике популярности – черные рубашки Муссолини и его приверженцев.
В ансамбле с черными брюками и блестящими сапогами того же цвета «визитная карточка» фашистов, символ неисчислимых бед и страданий миллионов людей, послужила толчком… для создания нового оригинального стиля в мировой моде – «орбек».
Мода на роскошь и счастье
Конец 1940-х – начало 1950-х годов. Истосковавшиеся за годы Второй Мировой по утраченным радостям жизни, опьяненные миром и свободой, люди больше не желали отказывать себе ни в чем, будь то предметы роскоши или дорогая красивая одежда, и не жалели для этого никаких средств.
Ситуацией умело воспользовался флорентинец маркиз Джован Батиста Джиорджини. Продавец из американского универмага, он был знаком со многими персонами мирового модного бизнеса и решил выгодно использовать эти связи. Джиорджини договорился с владельцами нескольких модных марок, с лучшими портными Милана, Рима и Флоренции и 12 февраля 1951 года устроил грандиозный модный показ, на который пригласил потенциальных клиентов из США и Европы.
Итальянские мастера продемонстрировали настоящие шедевры, было заключено невероятное количество контрактов, и вскоре итальянская одежда появилась в универмагах всего мира.
Послевоенная Италия – это регион дешевой рабочей силы. Недостатка в предложениях нет, и страна очень скоро достигает экономического бума. Нация процветает, народ становится богаче, и женщины все активнее стремятся приобретать модную одежду.
Модельеры и производители текстиля сталкиваются с неожиданной проблемой: как удовлетворить бешено растущий спрос? Решением стал стиль прет-а-порте (готовая одежда). Помимо удовлетворения растущих потребностей, у нововведения было еще одно бесспорное преимущество: одежда прет-а-порте была намного дешевле той, что демонстрировали на подиумах.
К 1952 году итальянские показы все более привлекают внимание США, особенно те, в которых участвует флорентийский аристократ Эмилио Пуччи. Его рубашки и шарфы, ярко разукрашенные абстрактными узорами, считаются эталоном стиля.
Время дерзких парадоксов
«Золотой век» итальянской моды внезапно закончился в 1960-х. Чопорные и консервативные англичане вывели на подиум дерзкие мини-юбки, а вслед за ними не менее противоречивые брюки в обтяжку. Центром мировой моды стала Великобритания. Итальянцам остается лишь автоматически следовать новым сногсшибательным веяниям и слепо копировать уже придуманные идеи.
Новый удар мировой моде наносит молодежь. Во второй половине 60-х годов студенты в Калифорнии, Париже, Милане и Риме в поисках нового стиля отвергают галстук и фланелевый костюм, любимый старшим поколением. Дерзкие и юные одеваются с подчеркнутой небрежностью, предпочитая тесные джинсы, блузоны, красные шарфы и кожаные куртки. Их девиз: «Не модно быть модным!»
Именно 60-е годы ХХ века стали концом всех единых фасонов. Наступает эпоха разнообразия стилей. Одинаково и скучно не одевается никто. В 1970-х годах стилистические тенденции стали дробиться. Влияние высокой моды заметно ослабло. Мини-юбкам пришлось потесниться, уступив место миди и макси. Для Италии (а впоследствии и для всей мировой моды) это время примечательно прежде всего, дебютом Джорджио Армани в 1973 году. Этот кутюрье совершил настоящий переворот во всех существовавших до него представлениях о том, что значит одеваться модно, причем, как для женщин, так и для мужчин.
Создатели кумиров
Кстати, именно звездам театра и кино Италия обязана возвращением на лидирующие позиции высокой моды. Сестры Фенди создавали костюмы для фильмов Феллини, дизайнер Кризиа развлекала Микеланджело Антониони, Джованни Версаче создал костюмы для балетной труппы Бижарт. Семья Миссони создавали костюмы для тенора Лучано Паваротти, когда он исполнял партию в «Лючия ди-Ламермур». Многие модели создавались специально для участия кинозвезд в культовых фильмах, например, пижама для Клаудии Кардинале («Розовая пантера», 1963), созданная Ирэн Голицыной, итальянским дизайнером русского происхождения. А шикарный вид Пирса Броснана в роли Джеймса Бонда («Умри, но не сейчас», 2002) – заслуга профессионалов Brioni.
Италию без преувеличения можно назвать колыбелью лучших брендов мировой моды. Именно на Аппенинском полуострове родились и встали на ноги самые престижные торговые марки. Многие из них стали отличной школой для европейских и американских дизайнеров и модельеров. Итальянская высокая мода стала непререкаемым эталоном, своеобразным идолом, поклонение которому модно уже само по себе.