Список громких имен и легендарных брендов, зародившихся в Италии, можно продолжать до бесконечности. Одежда, текстиль, обувь, созданные здесь – это не просто произведения искусства. Это целая индустрия, благодаря которой в стране активно развивается легкая промышленность, появляются рабочие места, растут доходы от экспорта. И трудно представить, что когда-то самым главным франтом на полуострове считался романтик-революционер Джузеппе Гарибальди…
Ренессанс: неприкрытое богатство
Туалет женщины той эпохи состоял из платьев двух видов – нижнего и верхнего. Нижнее, незатейливое по крою, непременно было с длинными рукавами. На него надевалось нечто, напоминавшее фасоном халат с длинными рукавами.
Что касается тканей – Флоренция, разбогатевшая на производстве и экспорте сукна, в носке предпочитала более деликатные шелка, парчу и бархат. Самыми же модными оттенками были цвет красного вина, зеленый и смагардовый (оттенок, близкий к изумрудному).
Фасон женского платья XV века полностью отвечал веяниям эпохи: ткань присборивали таким образом, что получались широкие, симметричные фалды, напоминающие элементы ренессансной архитектуры.
Именно в этот период женская одежда стала строго делиться выкройкой на длинную юбку и лиф, часто зашнурованный, с мелким овальным вырезом.
Дамские наряды эпохи Возрождения оказались мощным источником вдохновения для кутюрье новых столетий. В 1906 году в Милане швея Роза Дженони, вдохновленная картинами времен Ренессанса, сделала несколько образцов одежды, в корне менявших существующие в ее время представления о моде и стиле. На творческий порыв талантливой итальянки обратили внимание даже искушенные французы. А мир моды, благодаря синьоре Дженони, получил совершенно новый стиль – robes fourreau (облегающие платья).
Все оттенки тоталитаризма
Вряд ли есть на свете две более далекие друг от друга сферы, чем мода и политика. Однако в истории итальянской моды они весьма тесно соприкасались, и не единожды.
В те годы женщины еще носили кринолины, и само понятие «мода» прочно ассоциировалось лишь с женской одеждой. Самой же точной характеристикой мужских туалетов было бы слово «самоотречение», поскольку в середине XIX века сильный пол предпочитал облачаться в однообразные костюмы-тройки: пиджак-брюки-жилет. Неожиданной и яркой вспышкой на этом весьма унылом фоне стали алые рубашки «гарибальдики» – «униформа» легендарного революционера Джузеппе Гарибальди и армии его сторонников.
После Первой Мировой войны тон в итальянской мужской моде вновь задает весьма одиозная личность: на пике популярности – черные рубашки Муссолини и его приверженцев.
В ансамбле с черными брюками и блестящими сапогами того же цвета «визитная карточка» фашистов, символ неисчислимых бед и страданий миллионов людей, послужила толчком… для создания нового оригинального стиля в мировой моде – «орбек».
Мода на роскошь и счастье
Конец 1940-х – начало 1950-х годов. Истосковавшиеся за годы Второй Мировой по утраченным радостям жизни, опьяненные миром и свободой, люди больше не желали отказывать себе ни в чем, будь то предметы роскоши или дорогая красивая одежда, и не жалели для этого никаких средств.
Ситуацией умело воспользовался флорентинец маркиз Джован Батиста Джиорджини. Продавец из американского универмага, он был знаком со многими персонами мирового модного бизнеса и решил выгодно использовать эти связи. Джиорджини договорился с владельцами нескольких модных марок, с лучшими портными Милана, Рима и Флоренции и 12 февраля 1951 года устроил грандиозный модный показ, на который пригласил потенциальных клиентов из США и Европы.
Итальянские мастера продемонстрировали настоящие шедевры, было заключено невероятное количество контрактов, и вскоре итальянская одежда появилась в универмагах всего мира.
Послевоенная Италия – это регион дешевой рабочей силы. Недостатка в предложениях нет, и страна очень скоро достигает экономического бума. Нация процветает, народ становится богаче, и женщины все активнее стремятся приобретать модную одежду.
Модельеры и производители текстиля сталкиваются с неожиданной проблемой: как удовлетворить бешено растущий спрос? Решением стал стиль прет-а-порте (готовая одежда). Помимо удовлетворения растущих потребностей, у нововведения было еще одно бесспорное преимущество: одежда прет-а-порте была намного дешевле той, что демонстрировали на подиумах.
К 1952 году итальянские показы все более привлекают внимание США, особенно те, в которых участвует флорентийский аристократ Эмилио Пуччи. Его рубашки и шарфы, ярко разукрашенные абстрактными узорами, считаются эталоном стиля.
Время дерзких парадоксов
«Золотой век» итальянской моды внезапно закончился в 1960-х. Чопорные и консервативные англичане вывели на подиум дерзкие мини-юбки, а вслед за ними не менее противоречивые брюки в обтяжку. Центром мировой моды стала Великобритания. Итальянцам остается лишь автоматически следовать новым сногсшибательным веяниям и слепо копировать уже придуманные идеи.
Новый удар мировой моде наносит молодежь. Во второй половине 60-х годов студенты в Калифорнии, Париже, Милане и Риме в поисках нового стиля отвергают галстук и фланелевый костюм, любимый старшим поколением. Дерзкие и юные одеваются с подчеркнутой небрежностью, предпочитая тесные джинсы, блузоны, красные шарфы и кожаные куртки. Их девиз: «Не модно быть модным!»
Именно 60-е годы ХХ века стали концом всех единых фасонов. Наступает эпоха разнообразия стилей. Одинаково и скучно не одевается никто. В 1970-х годах стилистические тенденции стали дробиться. Влияние высокой моды заметно ослабло. Мини-юбкам пришлось потесниться, уступив место миди и макси. Для Италии (а впоследствии и для всей мировой моды) это время примечательно прежде всего, дебютом Джорджио Армани в 1973 году. Этот кутюрье совершил настоящий переворот во всех существовавших до него представлениях о том, что значит одеваться модно, причем, как для женщин, так и для мужчин.
Создатели кумиров
Италию без преувеличения можно назвать колыбелью лучших брендов мировой моды. Именно на Аппенинском полуострове родились и встали на ноги самые престижные торговые марки. Многие из них стали отличной школой для европейских и американских дизайнеров и модельеров. Итальянская высокая мода стала непререкаемым эталоном, своеобразным идолом, поклонение которому модно уже само по себе.