На моду влияет все – музыка, искусство, политика, климат, технологические новинки, общественные движения, яркие личности, наконец. Но уже давно модные тенденции стали рождаться на киноэкранах. Что примечательно, голливудские художники по костюмам работают с прицелом на несколько fashion-сезонов. Ведь фильм живет, куда дольше, чем подиумная коллекция. Поэтому образы из картины, снятой пять лет назад, могут быть актуальнее, чем те, которые только что показали в Париже или Милане.
Разумеется, не каждый фильм – это модное пособие, у многих просто другая задача. Но, если режиссер и продюсер решают, что визуальная часть должна превалировать, то смело растаскивайте картину на модные цитаты.
Мы выбрали пять фильмов, которые когда-то заменили модные журналы.
1. «Бестолковые» (Clueless)
Снятый в далеком 1995 году, «Бестолковые» мгновенно стал культовым и породил множество подражаний – романтических комедий о старшеклассниках. Особо умничающие кинокритики ненавидят этот фильм – за незамысловатость, ненапряжность и безоблачный хэппи-энд. И знаете что? Тем самым они расписываются в собственной безграмотности! «Бестолковые» – экранизация «Эммы» Джейн Остин, лучшая адаптация классики, наравне с «Ромео + Джульетта» База Лурманна.
Примечательно, что фильм не потерял актуальности и сегодня. Знаем многих подростков, которые обожают «Бестолковых». И есть за что! Помимо легкого, но крепкого сюжета, остроумных диалогов и на редкость удачного актерского ансамбля, в фильме есть еще один жирный плюс – костюмы героев.
Если честно, в середине 90-х такой моды не было. И молодежь, и взрослые одевались по-другому. Даже в Беверли-Хиллз, где живут герои «Бестолковых». Художник по костюмам Мона Мэй создала тренд с нуля. Стиль фильма снова вышел на авансцену всеобщего внимания, когда его для себя открыли наши современники – хипстеры. Там есть все, что они обожают! И не только они, к слову.
Итак, что носят в «Бестолковых». Главные героини Шер и Дайон одеваются ярко, сексуально, но без перебора. Их наряды – микс традиционной школьной формы и клубного дресс-кода, плюс чуть-чуть ретро. Знаковые вещи – короткие жакетики, трикотажные жилеты, короткие плиссированные юбки в клетку, лаконичные мини-платья, береты, гольфы либо гетры. Костюмы остальных героинь – то же самое, но с уклоном либо в эксцентричность, либо в кэжуал.
Что касается мужских костюмов, то тут разброс стилей в зависимости от образа жизни героя – ботаник он или поклонник хип-хопа. Главная героиня Шер так высказалась по поводу их нарядов: «Я не хочу быть предательницей своего поколения, но я не понимаю, почему парни так сегодня одеваются. Такое ощущение, что они только что встали с постели, напялили мешковатые штаны, нацепили кепку козырьком назад, и думают, что мы будем от них в экстазе… Я так не думаю». Что ж, актуально и сейчас!
2. «Одноклассницы»/«Сент-Тринианки» (St. Trinian's)
Сент-Триниан – британская частная школа, прибежище самых отвязанных девчонок Соединенного Королевства. Короче говоря, это школьницы из ада.
Впервые сент-тринианки появились на экране в 1954 году и немало шокировали общественность. Чтобы главными героинями были хулиганки, такого еще не было!.. Но и в 2007 году – новая экранизация – эти школьницы навели шороху, допекли министра образования и придумали, как спасти свою альма-матер от банкротства.
Как и любая другая школа, Сент-Триниан разбита на группировки: ботаники, гопницы, пай-девочки, эмо, гламурные девы, малявки, тру-растафарианки… У каждой группировки есть свой дресс-код, с фантазией созданный на основе школьной формы: темно-синий пиджак, белая рубашка, трикотажный жилет, юбка в складку, полосатый галстук и соломенное канотье.
Художники по костюмам фильма Ребекка Хейл и Пенни Роуз здорово оторвались, наряжая героинь. Одних фасонов юбок здесь не менее десятка: узкая до колен у старосты Келли, прямая и скучная у главного ботаника Полли, микроскопическая у гопницы Тейлор, еще более микроскопическая и увешанная фурнитурой у эмо Андреа… Короче, визуальный ряд фильма – это наглядное модное пособие для учащихся женского пола, а также всех, кто обожает трансформировать формальную одежду.
3. «Скотт Пиллигрим против всех» (Scott Pilgrim vs. the World)
Скотт Пиллигрим – лентяй, любитель видеоигр и басист в рок-группе. Ему 23 года, он живет в Торонто, у него есть деловитая младшая сестра, лучший друг-гей и куча свободного времени. А еще он ловелас. Короче, его жизнь легка и приятна, ровно до тех пор, пока он не встретил недавно переехавшую в Канаду американку Рамону Флауэрс – красивую, загадочную и меняющую цвет волос каждые пару недель.
Скотт Пиллигрим – герой серии комиксов, блестяще экранизированной в 2010 году. Визуальный ряд фильма – оживший комикс, яркий, смешной и несколько мультяшный. При этом герои фильма одеты вполне реалистично и по погоде (что особенно ценно для нас, россиян, ведь сюжет разворачивается в снежном Торонто).
Художник по костюмам Лаура Жан Шеннон нарядила Скотта, Рамону и прочих в вещи, которые вполне можно купить в ближайшем торговом центре: цветные майки с принтами, уютные свитера и толстовки, кожаные куртки и пуховики с капюшоном, удобные сумки на длинном ремне и аксессуары с ненавязчивой металлической фурнитурой… Цветовая гамма сдержанная, часто единственное яркое пятно на экране – волосы Рамоны, сначала розовые, потом голубые и, наконец, зеленые.
4. «Ба-бах!» (Kaboom)
Режиссер – Грегг Араки, и этим все сказано. Сюжеты его фильмов настолько сюрреалистичны, что их не могут пересказать даже умничающие кинокритики. Зато визуальным рядом можно любоваться бесконечно!
«Ба-бах!» – фильм яркий до кислотности. Он оригинальный, красочный, современный, динамичный. Также выпукло созданы образы героев. Художник по костюмам Трейс Джиджи Филд одела их в типичные наряды калифорнийской молодежи: пестрые майки, цветные шорты, ультра-короткие юбки, килограммы бижутерии. Все это с небольшим налетом ретро, так что с ходу не поймешь, когда происходит действие фильма – в 1980-х, 1990-х или 2010-м, когда он вышел на экраны.
5. «Наказание» (Detention)
Все начинается, как классическая подростковая комедия. Главная героиня Райли Джонс ненавидит школу, страдает от своей непопулярности и сохнет по всеобщему любимцу Клэптону Дэвису, который, как утверждает школьный ежегодник, проезжая мимо на скейте, делает вас на 20 % круче. Дальше «Наказание» трансформируется в юмористический хоррор, затем – в фантастику с инопланетянами и путешествием во времени в самый классный год – 1992-й. Он нас и интересует.
В «Наказании» произносится фраза, являющаяся квинтэссенцией тренда современности: «90-е – это новые 80-е!». Иными словами, стиль 80-х, популярный последние несколько лет, канул в лету, сейчас положено наряжаться в стиле 90-х. Кто забыл, как это было, напоминаю: никакого «гранжа», эко-шика, «героинового» шика, унисекса, андрогинности – все это вошло в моду позже. 1992-й – это облегченный вариант моды 80-х: все очень ярко, много броской бижутерии, узкие брюки, клетчатые рубашки круглосуточно, джинсовые комбинезоны – писк моды, их не достать. Денима вообще очень много, включая – о, ужас! – варенку. Также не забудьте: гетры, дизайнерские кроссовки, майки с принтами, бейсболки козырьком назад и солнцезащитные очки в цветной оправе.
Все это в полном объеме представлено в «Наказании». Но главное, художник по костюмам Ким Бауэн грамотно адаптировала тренды 1992 года под наше время, то есть бери и носи.