Автомобиль – сложный агрегат, поэтому для комфортной и безопасной эксплуатации машины необходимо обладать некоторыми минимальными знаниями по поддержанию авто в хорошем техническом состоянии.
Независимо от того, на гарантии ваш автомобиль или нет, обслуживался ли он предыдущим собственником в официальном сервисе или самостоятельно, нужно соблюдать регламент периодического обслуживания машины. Регламент указан в сервисной книжке. В случае, если вы покупали машину подержанной и «сервиски» у вас нет, то о частоте обслуживания авто можно узнать в Интернете или поинтересоваться в сервисе у официальных дилеров именно вашей марки. Заметьте, я не призываю вас обслуживаться только у «официалов», я просто подчеркиваю, что регулярное ТО автомобилю необходимо.
Современные машины оснащены большим количеством датчиков, самые важные из которых сигнализируют о неисправностях. Когда вы поворачиваете ключ в положение «зажигание», на консоли загораются лампочки: check engine, подушка безопасности, «масленка» и другие. При старте машины лампочки должны загораться и гаснуть, но если вдруг какая-то из них горит постоянно, значит, появилась неисправность.
____________________________________________
Мнение эксперта Елены Лисовской: Справедливо это только в случаях, когда вы покупали новую машину. В подержанной же – недобросовестный предыдущий собственник мог заклеить лампочки скотчем, сняв консоль, или вообще их выкрутить. Делают это именно для того, чтобы скрыть неисправность или аварию, так как, если подушки уже «стреляли» и их не восстановили, лампочка на консоли будет гореть постоянно. Узнать об этом можно только в сервисе.
____________________________________________
Сердце автомобиля – двигатель. Когда вы покупали машину, вы точно слушали, как «урчит» ее мотор. Со временем звук двигателя не должен меняться. Постарайтесь иногда ездить без громкой музыки и вентилятора на полной мощности, послушайте, не раздаются ли из-под капота новые звуки.
Конечно, проблемы в двигателе – это вопрос к профессионалам, но кое-что можно увидеть и самостоятельно. Когда будете доливать жидкость в бочок омывателя, обращайте внимание, нет ли явно заметных подтеков масла по бокам двигателя. Достаньте щуп. На нем есть две риски: минимум и максимум. В идеале уровень масла должен быть посередине.
______________________________________________
Мнение эксперта Елены Лисовской: Проверять масло нужно на холодном двигателе, то есть либо перед поездкой, либо после, но подождав не менее десяти минут, чтобы масло стекло со стенок двигателя и показатель уровня был корректным.
______________________________________________
Коробка передач – второй по сложности и дороговизне обслуживания узел автомобиля. Если коробка механическая, то наиболее частая неисправность – износ сцепления. Опять же, ориентироваться можно по своим ощущениям: сцепление начало туго выжиматься или, наоборот, слишком легко и внизу «схватывает», а к тому же вы стали часто «глохнуть», значит, пора заехать в сервис.
Если коробка автоматическая, то все немного сложнее и дороже в обслуживании, но легче в самостоятельной диагностике. У автоматической коробки передач есть несколько положений. Основные из них: паркинг, драйв (движение вперед) и реверс (движение назад). Когда вы ставите рычаг АКПП в какое-то из положений коробки, автомобиль должен без сильных рывков и толчков осуществлять именно то, что вы от него ждете: то есть «на паркинге» машина катиться вперед не должна, а на «реверсе» должна медленно начинать движение назад.
Не запускайте и кузов автомобиля. Регулярно заезжайте на мойку, особенно зимой, когда на дороги в больших городах посыпают реагент. Польза от мойки не только эстетическая: внимательно осмотрите чистый кузов на предмет очагов коррозии. Если в местах сколов появились рыжие пятнышки, желательно их срочно обработать в сервисе или самостоятельно удалителем ржавчины и специальным воском, чтобы со сменой сезона весной не обнаружить на этих местах неприятные вздутия краски.
Следите за состоянием расходников (детали, которые быстро изнашиваются и заменяются на регулярном ТО). Если вы любите ездить динамично, то от ТО до ТО, возможно, у вас будут изнашиваться тормозные колодки. Понять это можно по шуршанию из области колес. Запускать колодки не стоит, так как при сильном износе они могут деформировать тормозные диски, а это дорогой ремонт. Кстати, по поводу дисков. Если при резком торможении вы чувствуете биение в руль – диски деформировались и их пора менять.
В основном, регламент технического обслуживания у автомобилей – пробег не более 20 тысяч километров между ТО или не более года. За это время, при бережной эксплуатации машины, у современных иномарок в возрасте до пяти лет не должны происходить никакие неприятные сюрпризы, и обладать специальными знаниями совсем не обязательно. А если автомобиль часто беспокоит вас между плановыми визитами в сервис, задумайтесь, возможно, пришло время его сменить.