Добрый день! Купили линолеум, полукоммерция, само собой по углам обрезали(!), уложили. Воняет вот уже 2 месяца, ничем запах не вытравить. В интернете уже вычитала, что коммерческий вообще не для квартир, он формальдегиды выделяет. А брали такой с расчетом, что он крепче, и продавцы ведь ни слова... Как грамотно вопрос решить, предполагаю, сначала нужно идти в магазин, обрисовать ситуацию, далее службу защиты потребителя подключить, плюс экспертиза за мой счет( какие там расценки любопытно), а если экспертиза покажет, что этот линолеум валялся рядом с мусоркой и там не формальдегид а элементарная грязь??? Жду подсказки...
Для начала должен вас огорчить – если ваш линолеум уже два месяца пахнет формальдегидом, то вы купили какой-то фальсификат. Современный линолеум – что бытовой, что полукоммерческий, что коммерческий, изготавливают из поливинилхлорида (ПВХ) со специальными добавками (антистатики, антисептики, стружка). Никаких вредных свойств у такого линолеума быть не должно, отличия – только в толщине слоя полимера, который максимален у коммерческого линолеума. Просто чтобы дольше не истирался в помещениях, в которых ходит по нему множество людей. И использовать его в квартире очень даже можно, и повторюсь − он ничуть не вреднее бытового! Хотя иногда встречается линолеум с добавками фенолформальдегидных смол, из которых может выделяться формальдегид. Но об этом должно быть обязательно указано в сертификате, который следует требовать при покупке товара ежедневного употребления.
Поливинилхлорид – прочный полимер, который сам по себе никак не может испаряться и пахнуть. И вообще, откуда вы знаете, как пахнет именно формальдегид? Где вы с ним встречались? Может быть, в поликлинике? Или в петербургской кунсткамере, где в водном растворе формальдегида (формалине) хранятся знаменитые сиамские близнецы? Но банки там плотно запечатаны!
Скорее всего, ваш линолеум пахнет винилхлоридом, т.е. исходным веществом при изготовлении ПВХ – а винилхлорид тоже очень вреден. Особенно подозрительно, что запах не выветрился уже в течение 2 месяцев – нет, что-то вы не то купили! Надо возвращать!
1. Начнем с магазина. Товар ненадлежащего качества вы имеется полное право обменять на аналогичный или отдать обратно в магазин, вернув деньги. Даже если пропал чек – но тогда достаточно привлечь свидетеля вашей покупки. Мы уже неоднократно упоминали об этом в предыдущих публикациях на нашем сайте. Однако товар действительно должен быть ненадлежащего качества. Если вы правильно описали ситуацию, то это так и есть – запах сам себя проявит, а дата на чеке покажет, насколько долго он выделяет отраву. Рулоны с линолеумом не продаются в подземных переходах, и продавец серьезного магазина, где вы приобрели рулон, скорее всего, пойдет вам навстречу. Если вы на машине, то везите в магазин сразу весь рулон, если нет – на всякий случай можно ограничиться небольшим куском.
2. Почему на всякий случай? А потому, что продавец может заартачиться. Сослаться на отсутствие старшего менеджера (в таких случаях он обычно в отпуске или уехал на базу), наконец, он может потребовать провести экспертизу. Ну что ж, напомните ему только, что экспертизу продавцу в конце концов придется оплатить самому, и обращайтесь к эксперту – разумеется, если у вас есть время и покупка была недешевая. И вы готовы идти «на принцип». Запишите всю свою грустную историю и попросите свидетеля поставить свою подпись (хорошо бы с адресом и номером паспорта). Не забудьте все даты и фамилию продавца. Кстати, если составлять такую бумагу в магазине, то иногда продавцы сдаются и возвращают деньги сразу же, без экспертизы.
Экспертизу необходимо производить в сертифицированной лаборатории – их немало. Не соглашайтесь на экспертизу в лаборатории, предлагаемой продавцом (надеюсь, это очевидно). Ваш случай относится к товароведческой экспертизе строительных материалов и изделий (п. XIV «Правил торговли»). Стоимость такой экспертизы составит несколько тысяч рублей – у всех по-разному. Хотя вообще-то этот анализ на хроматографе должен стоить не очень дорого (это я вам как специалист по хроматографии говорю). Но не важно – все равно деньги потом можно взять с несговорчивого продавца.
3. Возвращайтесь с результатами экспертизы (в вашу пользу) в магазин, копию отдавайте продавцу с просьбой передать их старшему менеджеру, так кстати вернувшемуся из отпуска. Теперь уже возврат денег за линолеум им не поможет. Вы теперь требуете больше: возврат стоимости покупки, возмещение расходов на экспертизу, стоимость потраченного вами времени и транспортные расходы. Можно и моральный ущерб востребовать – но это уже лучше делать с помощью адвоката. Его услуги все равно должен будет оплатить продавец. Далее – суд. Обращаться следует в самый обычный районный суд, причем и по месту совершения покупки, и по вашему месту жительства, даже если вы живете в другом городе.
Отдельный вопрос – обращаться ли в общества по защите прав потребителей. Вообще-то необходимости в этом нет, но иногда стоит. Важно только помнить, что юриста из общества следует нанимать, уже имея на руках бумагу об отказе продавца – ту самую, которую вы составляли с участием свидетеля. В противном случае продавец, увидев юриста «со взором горящим» может струхнуть и сразу вернуть вам деньги за благоухающий винилхлоридом линолеум. Казалось бы, отлично! Однако договор с юристом вы до того уже заключили и теперь придется ему заплатить из своих денег – продавец в этой ситуации, естественно, вам ничего не должен. Если же заключить договор после отказа продавца, то все последующие действия юриста придется оплачивать ему. Разумеется, если вы выиграете суд – так что еще раз внимательно изучите свой линолеум − насколько убедительно он пахнет отравой. Добавлю, что некоторые Ообщества могут предоставить бесплатного юриста, но лично у меня этот вариант особого доверия не вызывает.
Насчет поглощения линолеумом запаха из мусорки. Это сколько же времени должен проваляться новый рулон среди отбросов? Какие изощренные условия хранения товара в этом магазине! К тому же хроматографист быстро выяснит, чем пахнет линолеум – селедочными головами или винилхлоридом или даже формальдегидом.
Желаю успеха! А если вы решили заняться ремонтом, то не расстраивайтесь, что он затянулся. Вспомните афоризм Жванецкого: ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить.
Если вы столкнулись с недобросовестными продавцами, приобрели товар ненадлежащего качества, или хотите вернуть платье неподошедшего размера, но не знаете как это сделать — присылайте нам ваши вопросы, и наш эксперт Петр Образцов ответит на них. Адрес для писем: info@domashniy.ru. В теме
письма обязательно укажите: «Вопрос эксперту».