Какие бы времена не были на дворе и что за веяния не гуляли бы в обществе, мужчина, на мой взгляд, должен оставаться защитником, кормильцем, воспитателем… И пусть жены у нас сейчас порой зарабатывают на порядок больше своих мужей, ремонтировать протекающий водопроводный кран они не будут никогда – не приспособлены!
Жена никогда не должна выходить на лестничную площадку, чтобы угомонить соседей… И учить ребенка противостоять трудностям, хулиганам, психологическому давлению и прочим неизбежным превратностям жизни – лучше на собственном, отцовском, примере. Мамы всегда будет учить нежности – это у них лучше получается.
Звонит мне стародавний приятель. И с ходу, выражаясь ярко и по-нашему, общему с ним в прошлом, флотскому обыкновению не слишком нормативно, начинает рассказывать о своем сыне от самого первого брака. Дело в том, что парень не хочет идти в армию. «Я звонил друзьям в Министерство обороны, говорят, скажи куда, туда и отправим пацана – хоть на флот, хоть на Новую Землю. А он говорит – буду «косить»! Ему бы в «десантуру», подкачаться. Узнать, как преодолевать трудности». И так далее. Бывшая жена, стало быть, воспитала размазню, а нынешняя молодежь вообще не мотивирована к военному делу.
Слушая экспрессивное выступление приятеля на тему служения Родине, я впервые в жизни встал по «ту» сторону баррикад – заступился за парня, которого видел, кажется, всего однажды. И дело не в том, что, по моему мнению, армия должна быть профессиональной. И не в том, что год срочной службы, уверен, даже на земле Франца-Иосифа больше похож на путевку в спортивно-оздоровительный лагерь, чем на выполнение конституционного долга. И не в том, что без желания молодой человек ничему в армии не научится, а польза от его пребывания в «войсках» будет нулевой. На мой вкус, мальчик, выросший без отца, уже в значительной мере научился решать многие проблемы.
Главное, что подвигло меня на заступничество – сама его постановка человеком, который по большому, гамбургскому, счету, в принципе не имеет права обсуждать эту тему. Как мужчина, который ничем и никак не участвовал в воспитании мальчика, может обсуждать судьбу и решения ребенка, пусть и двадцатилетнего. Парень вырос, становится на ноги, поступил в университет. (Представляю, сколько труда стоило его матери подготовить собственными силами и средствами ребенка к поступлению в МГУ!) А теперь биологический папа будет обувать его в сапоги? На каком основании?
Но вернемся к нашей теме – супруга даже в теоретическом аспекте вопроса уже как-то высказалась категорически и однозначно против…
Другая сторона проблемы – философская и мировоззренческая – не менее важна. Чем можно возмущаться, если ты, разведенный папаша, приезжал к ребенку раз в год по обещанию? Скажи своей бывшей «Большое спасибо!», что вырастила твоего ребенка как могла! Ты же не возил мальчика каждый день в детский сад, школу, не водил в спортивную секцию, танцевальный кружок, изостудию и к репетиторам. Не измерял ему температуру вечерами, не искал правых и виноватых в бесчисленных драках и «обидках», не обнюхивал его одежду, возомнив, что откуда-то идет запах табака или пива? Не ночевал в машине под дверьми ночных клубов в ожидании, когда закончится выступление их очередной поп-звезды? Сколько вообще муторных, трудных и нудных дел должен взять на себя отец! На что вообще можно претендовать, если ты пропустил самое главное событие в своей собственной жизни – ты не видел детства своего ребенка?
Кто ты сам, если тебе судьба дала шанс воспитать человека, а ты отказался?!