С упорством маленькой обезьянки моя двенадцатилетняя дочь медленно, на четвереньках, лезла вверх по раскачивающемуся десятиметровому бревну, которое безымянные умельцы непостижимым образом воткнули в песчаный берег карьера. Забиралась она уже несколько минут и образовавшаяся внизу, у подножия дерева, очередь из возбужденных (или вполне вероятно - подвыпивших) парней - ныряльщиков сначала пошумела, но потом, когда увидела, какой страх преодолевает ребенок, начала скандировать и подбадривать девочку. Уже на середине пути дочь заколебалась – сучковатый «трамплин» стал сильно раскачиваться. «Лезь дальше, назад уже не спустишься, опасно. Если будешь срываться – сильно оттолкнись и ныряй… Мы тебя достанем», - сказал, как можно более уверенным голосом, я - папаша, который допустил это безобразие. Вместе с другой дочерью мы напряженно наблюдали за происходящим снизу из воды. Никому боле из нас туда наверх лезть не захотелось… Что было делать, если ребенок, у которого вообще-то семейная кличка «Мышка», увидев безумную конструкцию, прыжок с которой может кончиться неизвестно чем, неожиданно сказал с огнем в глазах: «Хочу!!!» Отказать и чтобы потом он всю жизнь, или хоть однажды когда-нибудь вспомнил, что у него была такая возможность свалиться с десятиметровой высоты, а ей не разрешил отец? У ребенка был шанс проверить силу собственного духа, глотнуть адреналина и в чем-то преодолеть себя – а я, взрослый дядька, ее кровный родитель, испугался решительного, смелого поступка собственной дочери? Нет уж, пусть лезет, пробует, проблемы будем решать после их возникновения…
История с прыжком кончилась замечательно – дитя на трясущихся ногах - то ли от страха, то ли от того, что наверху бревно было очень тонким, доползла до верха, неловко оттолкнулась и нелепо шмякнулась в воду под восторженный рев толпы купающихся. Когда ребенок вынырнул, слезы на глазах ее были не от отбитых ребер, а от счастья – десятки незнакомых людей аплодировали. Краткий миг триумфа, который она, вполне уже взрослый человек, до сих пор, надеюсь, вспоминает с волнением и радостью.
Как-то странно, но обычно, когда говорят, что ребенок «без комплексов», имеется в виду детская, подростковая половая распущенность или развязность в общении. Грубое и пошлое, обывательское во всех смыслах определение! В моем понимании отсутствие комплексов – это итог долгого пути, который ребенок должен пройти с помощью родителей, воспитателей, тренеров, наставников. Путь к формированию гармонической, самодостаточной личности лежит через совместный поиск ребенка и его родителей и преодоление страхов, через увлечения, труд, старание, ошибки и разочарования. Никто не может быть уверен, что этот путь будет пройден – нормальный человек до конца своей жизни что-то ищет, во многих вещах сомневается. Особенно, что касается собственных поступков и проступков. То, каким станет наш ребенок, к сожалению, не во всем зависит от родителей, но мы должны дать ребенку шанс стать победителем. Дать ему возможность победить себя и обстоятельства благодаря собственной настойчивости, смелости, таланту и труду.
Ведь как бывает - ребенку втемяшится, что хочется стать балериной. И не надо унывать, если вас со второго же занятия прогонят из студии! Истеричной преподавательнице не понравится, что дочь обладает развитой физически комплекцией и способна оторвать поручень от балетного станка.
Или, например, решила девочка стать автогонщиком, посмотрев мультик «Тачки» – пусть будет! Главное нужно добиваться результата. И не важно, что многие годы, от сезона к сезону, в автоклуб будут приходить новые талантливые мальчики, которые будут бесстрашно гонять и отбирать все призы, а вашему ребенку снисходительное судейское жюри вручит лишь самые обидные – утешительные, как единственной девочке, участвовавшей в гонках. Придет время, и ребенок неожиданно для вас, и уж тем более для соперников, заберет все «золото» за сезон. А затем легко бросит это очень дорогое в прямом смысле слова занятие.
Дайте ребенку, если он хочет, возможность стать гениальным фотографом. И не важно, что черно-белую бумагу сейчас продают исключительно за безумные деньги в одном лишь магазине и только в Москве, а закрепители-проявители сейчас стоят чуть ли не дороже марочного выдержанного виски! Когда-нибудь ребенок, пропахший химикатами, счастливо продемонстрирует прямоугольник фотобумаги, на котором изображено нечто в разводах: окажется, это синичка, которая прилетела утром к ней на окно. И вы с радостью вместе с ребенком бросите заниматься фотографией – победа достигнута, да и денег нет, нужно искать что-то новое.
Маленький человек, у которого всегда есть какая-то важная цель в жизни, который ищет приложение своим навыкам и умениям,закончив школу, выбирает ВУЗ не исходя из общих романтических размышлений о том, чем бы ему заняться в жизни, а из того, что может дать ему высшее образование в этом учреждении. Он ценит деньги, знает им цену, потому, что уже в школе узнал, как тяжело их зарабатывать. И не испытывает по этому поводу иллюзий.
Помним!
• Для ребенка очень важно общественное признание в кругу друзей. Важно, чтобы это признание было подкреплено дипломами, кубками, медалями. Конечно, в пубертатный период сложно будет доказать свою «крутизну» победами на школьных олимпиадах по биологии, проще - на городских соревнованиях по вольной борьбе или гоночных трассах - подростки падки на эффект. Тем не менее, даже «ботаны» сейчас легко находят себе друзей, сподвижников, если увлечены и умеют добиваться успеха.
• В каждом ребенке - бездна талантов, родители должны помочь ребенку их сначала обнаружить, а потом – проявить и развить. Труд этот совместный и долгое время – неблагодарный.
• Никогда не подвергайте сомнению целесообразность желания ребенка заняться чем-либо полезным, руководствуйтесь формулой солидарности: «Давай попробуем».
• Будьте рядом всегда, особенно если ребенок начнет сомневаться в собственном успехе: «Мы это сможем - ты этого добьешься».
• Ваши слова «Я верю в тебя – у нас все получится» помогут ребенку преодолеть любые трудности, но только в том случае, если вы сами верите в это.
• Можно добиться прекрасных результатов даже в случае, когда ребенку занятие надоело окончательно, и он полон решимости бросить его: «Мы потратили столько сил, денег, времени. Давай выиграем соревнование (олимпиаду, конкурс) на прощание, а потом – делай, что хочешь».
• Не попрекайте ребенка тем, что он бросил кружок, секцию: «Это был интересный опыт для нас».