Как обманывают в туристических агентствах? Все мы ценим свое время. Время это не только ресурс, это единица измерения работы или долгожданного отпуска. Например, в маленькой деревушке никому и в голову не придет переплачивать даже 10$, чтобы сэкономить 30 минут, наоборот, можно потратить неделю, чтобы сэкономить 10$.
Особенно ревностно мы относимся к потере времени в аэропорту. Ведь от нас стремительно убегают минуты и часы, которые мы могли бы провести на жарком солнышке или обсудить важный вопрос на переговорах в командировке. Но это важное время проходит в неспешных прогулках от автомата с водой до стойки авиакомпании, мы нервничаем и спрашиваем, кто виноват и имеем ли мы право взыскать с перевозчика ущерб.
Невеселая математика
Как правило, задержка на 1-2 часа вызывает у пассажиров легкое раздражение, но и понимание обстоятельств служб аэропорта. Но если следовать букве закона, то оказывается, любая задержка рейса является нарушением условий договора перевозки. В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ). И авиакомпания должна уплатить штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.
На самом деле, все не так страшно, поскольку по истечении 8 часов днем или 6 часов ночью перевозчик обязан будет разместить пассажиров в гостинице. Поэтому в оставшееся время пассажиру представится возможность в более комфортабельных условиях вгонять в долги авиакомпанию из расчета 25 рублей за каждый час задержки (при этом доставка пассажира в гостиницу и обратно должна осуществляться бесплатно).
Наземное обслуживание в случае задержки
Однако, мы не так беззащитны перед авиакомпанией, как кажется. На 25 рублях/час обязанности перевозчика не заканчиваются. В случае, если вы ждете рейса более 2-х часов, то можете рассчитывать, как минимум, на прохладительные напитки, а также два телефонных звонках или два сообщения по электронной почте.
Но если ждать вылет приходится больше 6-8 часов, в зависимости от времени суток, то вам должны предоставить:
• комнату матери и ребенка для всех пассажиров с детьми до семи лет;
• обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
• организация хранения багажа.
Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Своя правда
Закон защищает не только пассажиров, но и самих авиаперевозчиков, что вполне логично. Ведь задержки вылетов и посадок возникают не только из-за плохого менеджмента или умышленной экономии на своих пассажирах.
Авиация − серьезный и сложный бизнес, связанный с риском для жизни, поэтому часто сбои в расписании диктуются погодными условиями, техническими неполадками и другими обстоятельствами непреодолимой силы. Лучше провести несколько часов в аэропорту или переночевать в гостинице, чем переживать сложности во время полета.
Билет на опаздывающий рейс вы всегда можете сдать, причем совершенно бесплатно, то есть перевозчик должен возместить его стоимость в полном объеме, без удержания какой-либо комиссии.
Если, все-таки, конфликт
В случае, если полюбовно разойтись с авиакомпанией не получилось, то стоит написать претензию, делать это нужно, что называется, не отходя от кассы, т.е. прямо в аэропорту, однако, можно не спешить, для направления жалоб и претензий у пассажира есть полгода, если речь идет о внутренних рейсах.
В любом случае, чтобы чувствовать себя юридически защищенным, распечатайте и имейте в путешествиях при себе Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 27.12.2010 № 01/18080-032 «О защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов», в котором очень подробно расписаны права и обязанность сторон договора авиаперевозки. В случае конфликта с авиакомпанией вы всегда можете его предъявить и разъяснить нерадивым сотрудникам перевозчика и аэропорта свои права, если они решили о них забыть.