Испорченный или не сложившийся отпуск – это удар ниже пояса. Ведь многие ждут поездки на теплое море больше чем собственного дня рождения или Нового года. Чтобы вашу поездку не постигла печальная участь, а всем радужным планам было суждено сбыться – стоит держать ухо востро и знать типичные способы обмана туристическими фирмами своих клиентов.
Яйцо или курица
К сожалению, отпуск, как праздник в известной песенке, чаще всего бывает раз в году и если на его отмену влияют обстоятельства непреодолимой силы, то пережить потерю проще, но часто из-за того, что вашей семье «2 взрослых + инфант» не удалось отдохнуть по вине конкретных лиц.
Банкротство крупных туроператоров – это всегда удар по рынку. Чтобы понять, как и из-за чего это происходит, нужно посмотреть на туристическую индустрию в разрезе.
Есть туроператоры – это, как правило, крупные фирмы. Крупными их обязывают быть не столько собственные амбиции, сколько российское законодательство. Деятельность туроператоров строго лицензируется и имеются реестровые номера, которые находятся под надзором соответствующих служб и их всегда можно проверить в интернете. У туроператора также есть 2 главных обязанности, которые отличают его от турагентства – это «упаковка» туристического продукта и страховой фонд в 100 млн рублей, который должен расходоваться в случае финансовых и других проблем на нужды пострадавших туристов.
Главное отличие оператора от агентства – это то, что деятельность агентства никак не лицензируется, и этим бизнесом, как и обычной торговлей, может заняться любой человек. Чтобы понять на простом примере, возьмем Nokia и, скажем, Евросеть. В данном случае туроператор – это Nokia, т.е. фирма, которая производит товар, который нужно продать (чартерный самолет, трасферы, предоставление питания и проживания в отеле, экскурсии и т.д. – то, что называется словом «пакет»), а турагентство – это как Евросеть, который продает этот товар: тур или сотовый телефон, и ничего не производит.
Люди часто путают операторов и агентства и из-за этого предъявляют претензии не по адресу, из-за чего ответчик не в силах их удовлетворить и, как правило, разводит руками. Так – задержка самолета – это вина туроператора, а если вам продали не тот отель, который вы хотели, то это уже вина туристического агентства.
Туроператорские риски
Несмотря на высокие требования к туроператорской деятельности, сегодня в России зарегистрировано более 3000 компаний-операторов. Многие из них делают ставку на объем и обороты своего бизнеса и берут кредиты под обеспечение туристов путевками. Но иногда финансовая схема дает сбой, банкротится или происходят иные причины, и заплатить за путевки оператору нечем, т.к. операторская деятельность – это сложный механизм, и одновременно должно проходить очень много расчетов и платежей. Вопреки расхожему мнению известность на рынке и срок службы на потребительском рынке не всегда являются гарантией от рисков. Возьмем нашумевшее банкротство комапний «Капитал Тур» и «Ланта – тур», которые имели отличную репутацию.
Но есть и более предсказуемые ситуации, от которых каждый может себя уберечь:
• всегда обращайте внимание на цену путевки и не ищите «халявы». Есть рыночная цена авиационного топлива, есть зарплата персоналу и другие издержки, которые платят фирмы в любом бизнесе, поэтому, если цена вашей путевки, условно, 100 рублей, а по всему рынку цена 250, это самый главный сигнал задуматься, а как фирма смогла предложить эту цену.
• большой выбор стран у компании-оператора. Не забывайте, задача оператора не столько продавать, сколько собирать и паковать красивые и интересные путешествия. Сосредоточив свои усилия на определенной стране или регионе, как правило, он может давать лучшую цену и бдительнее следить за качеством предоставляемого сервиса. А когда фирм много – возникает вопрос, а не занимается ли этот оператор перекупкой чужих предложений.
• участники рынка знают друг друга «в лицо», не пожалейте время – посмотрите сайты профессиональных туристических сообществ или спросите у завсегдатаев форумов, знаком ли им туроператор, реализующий ваше путешествие.
Сложные будни турагентства
К сожалению, не все люди, решившие заняться туристическим бизнесом, понимают, что успех предприятия зависит от клиентского сервиса и качества работы менеджеров агентства. Многие радуются быстрым деньгам и играют на человеческой жадности.
Самый распространенный способ обмана − «утром деньги вечером стулья». Как правило, так продают билеты на чартер. Это магическое слово манит и будоражит сознание обывателей, и все считают, что обычные билеты – это дорого, а чартер стоит копейки, и идут в лапы к жуликам. Туристы отдают деньги, получают липовые чеки, договоры и уходят счастливые − ждать билетов на самолет. Ведь билеты на чартеры заранее турфирмы выписывают редко. В итоге – ни фирмы, ни билетов.
Та же самая схема работает с путевками, вы отдаете деньги сразу, а в итоге не находите обещанные документы на стойке туроператора в аэропорту, потому что их никто вам не купил. Застраховать себя от такой неприятности можно, покупая путешествия только у проверенных поставщиков.
Иногда недобросовестные фирмы вкладывают средства туриста в оборот или тратят на иные нужды, вместо того, чтобы забронировать поездку. В итоге оттягивают сроки и кормят клиента завтраками. Придумывают разные отговорки, например, «ваши билеты в листе ожидания», «туроператор уточняет количество мест», «сломалась система» и т.д. Оператор действительно может уточнять наличие и количество мест, но в крайне редких случаях это происходит дольше, чем сутки.
Всегда покупайте туры у проверенных фирм, по отзывам знакомых и коллег, главное – это не размер офиса и красота вывески, а осознание турагентом ответственности за ваши деньги и поездку. Не теряйте бдительность и, тогда ваша поездка обязательно сложится!