Автокредитование в России развилось до таких масштабов, что сейчас его можно назвать неотъемлемой частью автомобильного бизнеса: около 50% всех автомобилей продаются в кредит. Подход к кредитованию авто стоит разделить на два основных направления: классическое кредитование и экспресс-кредит.
Классическое кредитование появилось раньше, чем экспресс-кредит. В этом случае клиент (потенциальный заемщик) должен предоставить на рассмотрение в банк целый ряд документов, подтверждающих официальное трудоустройство и свои доходы. Банк внимательно проверяет весь комплект бумаг, и при положительном рассмотрении заявки, предлагает заемщику обычно вполне разумные условия кредитования.
Экспресс-кредит отличается тем, что для покупателя автомобиля рассмотрение происходит моментально, в течение одного-двух часов, а комплект документов, требуемых от клиентов, абсолютно минимален – паспорт и водительское удостоверение. Пока покупатель пьет кофе в автосалоне, банк принимает решение о кредитовании, после чего при положительном исходе сама сделка займет еще пару часов, и счастливый владелец уедет на новенькой машине.
Сразу возникает вопрос: если экспресс-кредит настолько проще, чем «классика», почему же классическое кредитование вообще существует? Дело в том, что основной секрет здесь в процентной ставке, которая в случае экспресс-кредита может быть выше «классики» чуть ли не в разы. В общем, если у вас есть возможность получить на работе копию трудовой книжки, заверенную печатью работодателя, а также справку 2-НДФЛ, то лучше никуда не спешить и от экспресс-кредита отказаться. Несколько дней ожидания и час на заполнение дополнительной анкеты в автосалоне в вашей жизни ничего не решат, зато ежемесячный платеж может отличаться значительно.
Самые выгодные автокредиты предоставляются по программам, которые предлагают сами производители автомобилей. Практически все крупные марки имеют подобные предложения в салонах своих официальных дилеров: например, ПСА-финанс (Пежо-Ситроен), Кия-Финанс, Шкода-Финанс, БМВ-банк и другие. В основном, это возможно только в случаях, когда вы покупаете новый автомобиль в автосалоне. Наиболее «продвинутые» производители сделали это предложение доступным и для подержанных машин, приобретаемых на их официальных торговых площадках.
Процентные ставки кредитов могут очень сильно отличаться друг от друга не только по типу самого кредита или в зависимости от банка, его предоставляющего, а также от того, покупаете вы новую машину или подержанную. Ставки на покупку нового автомобиля всегда ниже.
Автокредитование предполагает обязательную покупку заемщиком полиса страхования КАСКО на приобретаемый автомобиль. Некоторые банки также требуют страхования жизни заемщика, но это редко. Что же касается КАСКО, то здесь банки вполне можно понять: далеко не каждый заемщик будет продолжать выплачивать кредит в случает тотального уничтожения автомобиля в аварии или вообще угона машины. Конечно, через суд заемщика в итоге обяжут выплатить банку долг, однако же бизнес банков – не бегать за должниками, а предоставлять деньги под определенный процент, поэтому все банки максимально стараются застраховать себя от невыплат. В случае, если неприятный инцидент с вами все-таки произошел и по какой-то причине вы лишились автомобиля, то страховая компания, в которой вы покупали полис КАСКО, покроет убыток в соответствии с суммой, прописанной в полисе. Сейчас на рынке кредитования есть банки, предлагающие «дорогие» кредиты без КАСКО, но пользоваться такой программой очень рискованно: есть вероятность остаться с долгом перед банком и без машины.
Если у вас хорошая стабильная работа с заработной платой, позволяющей выплачивать кредит, то не стоит бояться пользоваться услугами автокредитования. Машины, в среднем, каждый год дорожают на три-пять процентов, и если говорить о классическом автокредите, то ваши потери ежегодно составят вполне разумную сумму, а осуществить приятную и полезную покупку есть шанс уже сейчас.