Недавно в одном из комментариев на мои статьи был поднят вопрос о том, как подойти к выбору подержанной машины. Сказано и написано об этом уже очень много, но вопросы были конкретные и по существу, так что оставить их без внимания считаю неправильным.
Сервисная книжка – ценнейшая бумага, как медицинская карта вашего автомобиля. Но, по моему опыту, гораздо больше машин не обладают подтвержденной историей обслуживания, нежели наоборот. Значит, ответ один – диагностика. Но вы должны понимать, что при неудовлетворительном заключении диагностики вы потратили несколько тысяч рублей впустую, а ведь так может произойти несколько раз подряд. Обидно и, что самое неприятное, после таких неудачных попыток вы можете совершить неразумный поступок: купить то, что покупать совсем не стоит, устав от поисков, или влезть в долги, взяв в кредит новую машину.
Давайте попробуем систематизировать действия при выборе автомобиля с пробегом. С чего начинаем?
• Не стоит тыкаться, как слепые котята, из салона в салон или ездить по большим автомобильным торговым центрам: «А вдруг что приглянется»? Отрываем auto.ru, выбираем подходящие варианты. Поверьте, каждый салон в Москве выставляет там весь свой ассортимент. Так что мимо не пройдете. Салонов пугаться не стоит, также как и частных продавцов. Вне зависимости от того, у частного лица или в организации вы выбрали машину, алгоритм один и тот же. Если есть сервисная книжка, то в ней отмечен и сервисный центр, в котором проводилось обслуживание. Берете копию ПТС, звоните в сервис. В некоторых случаях, сервисы дают информацию прямо по телефону, если вы назовете марку, модель, VIN (первая строчка в ПТС) интересующего авто, объяснив, почему интересуетесь этим. Недавно я впервые столкнулась с тем, что в одной компании потребовали приехать с предыдущим собственником для получения распечатки проведенных работ. Если ваш продавец согласился на такой выезд, это уже хороший знак: значит, он не сомневается, что история машины вас утроит.
• В случае, если вы выбрали авто у «автогиганта» - одного из крупных дилеров, и машина обслуживалась непосредственно там. Не смущайтесь: дилеры никогда не пойдут на прямую подделку сервисных книжек, если ТО отмечены, значит, они действительно были. Иногда, осматривая автомобиль у «гиганта», вы обнаружите, что в ПТС в качестве собственника указана организация. В этом также нет ничего страшного. Расхожее заблуждение, что все корпоративные машины «убитые». Наоборот, они часто в лучшем состоянии, чем частные, так как обслуживание происходит строго по регламенту, соблюдается межсервисный пробег, к тому же на замены агрегатов деньги никто не жалеет, платит ведь корпорация. Кроме того, все подобные машины застрахованы, и в случае ДТП ремонт производится в авторизованном сервисном центре с хорошим качеством.
• Но если сервисная книжка отсутствует? Не спешите уходить, это еще не приговор. Зато отсутствие сервисной книжки в совокупности с продавцом-перекупщиком – приговор. Осмотр авто всегда начинайте с документов. Если вы обнаруживаете, что продавец машины не имеет к ней никакого отношения или его доверенность выписана совсем недавно, то ваш ответ на все сказки об автомобиле – «до свидания». Задача частного перекупщика – дешево купить автомобильный хлам, замаскировать недостатки и «впарить» непонимающему покупателю. Возможно, есть единичные исключения, но статистика такова.
Вернемся к осмотру машины. Вы проверили документы, убедились, что год выпуска в ПТС соответствует указанному в объявлении, а продавец машины – ее реальный собственник. Если авто грязное, то обязательно поезжайте сперва на мойку, обычно ее оплачивает продавец, чтобы продать машину, он должен показать «товар лицом».
Проведите визуальный осмотр своими силами, ответьте себе на вопросы: ухоженный ли салон машины, работают ли все опции. Помните, что при сильном морозе кондиционер не включается, но проверить его можно на мойке. Поверните ключ в положение «зажигание». На консоли должны загораться лампочки в соответствии с инструкцией. Самые частые неисправности – «check engine” (масленка) и подушки, если они есть. Если эти лампочки не тестируются, значит их попросту выкрутили или заклеили скотчем, сняв консоль.
Обойдите автомобиль снаружи: даже не профессионал увидит, ровные ли зазоры между деталями кузова. Лакокрасочное покрытие подержанного автомобиля не может быть идеальным: небольшие сколы от камней, царапинки от веток должны присутствовать. Если авто блестит, как новое, значит, скорее всего, недавно была покраска или полировка. Спросите, почему машина так блестит. Продавцы, даже профессиональные, редко тратятся на столь глубокую предпродажную подготовку, поэтому ответ должен быть очень вразумительным.
Откройте капот: самое простое - подкапотное пространство должно быть грязным. Если его помыли, осмотрите внимательно двигатель, нет ли по бокам свежих подтеков масла. Достаньте щуп: масло не должно быть «как слеза», если оно по цвету и густоте чуть ли не как оливковое, значит его недавно доливали. Возникает вопрос – почему? Болты под капотом тоже должны быть старые и грязные. Если вы смотрите авто в салоне, откройте капот у стоящей рядом машины той же модели. Если болты и крепежи у одинаковых машин отличаются, то вы сами все понимаете.
Откройте багажник, поднимите коврик: дно в багажнике должно быть ровное без заломов краски и «гармошек».
Последнее: посмотрите не на машину, а на продавца. Конечно, возможен артистизм, достойный премии Оскар, но, скорее всего, вы поймете, вертится продавец, как уж на сковородке, или спокойно рассказывает об истории эксплуатации своего автомобиля.
Я уверена, что вы потратите гораздо меньше времени и нервов, покупая автомобиль на торговой площадке. Во-первых, вы приедете в одно место, чтобы осмотреть несколько машин, во-вторых, салонам не нужны проблемы с автомобилем и вашими жалобами в дальнейшем, поэтому все-таки какой-то отбор существует. И, в-третьих, если с выбором вы все же ошиблись, то, купив в салоне, есть шанс замены или возврата автомобиля.
И только после того, как вы ответили себе положительно на все вопросы, вам понадобится помощь профессионалов. Поверьте, таких машин будет не так уж много.
И в заключение позволю дать еще совет: не покупайте машину на последние деньги. У вас в запасе должно быть минимум 10% от стоимости приобретаемой машины. Предыдущие собственники иногда маскируют технические неисправности своих автомобилей таким образом, что даже диагностика проблем не покажет, и впоследствии вам придется ремонтировать авто самостоятельно.