Общение с сотрудниками ДПС не доставляет удовольствия, даже если вы ничего не нарушали и все документы у вас в полном порядке. Так уж повелось, что любой разговор с «работниками свистка и жезла» заканчивается стрессом и потраченными нервами. Чаще всего проблемы и сложности возникают у водителей, которые просто не знают своих прав и обязанностей в отношении сотрудников ДПС. А ведь если разобраться, все не так уж страшно!
Итак, вы увидели, как в сторону вашей машины махнул жезлом сотрудник ДПС. Не спешите давить на тормоз и останавливаться в то же мгновение. Если инспектор останавливает вас вне стационарного поста, у него должны быть для этого весьма существенные причины: вы, к примеру, нарушили Правила дорожного движения, у вас под стеклом нет талона о прохождении техосмотра, вы или ваш пассажир находятся в розыске или на дороге проводится спецоперация. Просто так для обычной проверки документов останавливать вас на дороге не должны. Помните, что мошенники иногда «маскируются» под сотрудников ДПС и в темное время суток тормозят машины на пустынных дорогах. Если вас попытался остановить такой «боец-одиночка», лучше всего доехать до ближайшего поста и рассказать о случившемся настоящим ДПСниками.
Если же дело происходит возле стационарного поста или у инспектора действительно есть основания вас тормозить (всякое бывает!), лучше все-таки остановиться. Поставьте машину так, чтобы она не мешала другим участникам движения.
Приучите себя не выскакивать из автомобиля и не бежать к инспектору с документами наперевес и заготовленной заранее оправдательной речью. Для начала просто опустите стекло и дождитесь, пока остановивший вас сотрудник ДПС представится. Кстати, если вместо фамилии-имени и звания вы услышали невнятный бубнеж, можете смело переспросить или даже потребовать предъявить служебное удостоверение (по закону вы имеете на это право). Помимо своих данных инспектор также должен озвучить причину, по которой ваш автомобиль был остановлен.
Вам также будет полезно знать, что в российском законодательстве нет такого документа, который бы запрещал снимать сотрудника ГИБДД на видео или записывать разговор с ним на диктофон. Помните однако, что съемка стационарных контрольно-пропускных пунктов запрещена.
«Откройте багажник!» – это одна из самых распространенных фраз, которую слышат водители от инспекторов. Однако чаще всего особо рьяные ДПСники путают понятия «осмотр» и «досмотр» автомобиля. Если речь идет об осмотре, то он может быть визуальным или техническим. Инспектор может осмотреть автомобиль снаружи, заглянуть в салон через стекла или открытые вами двери, а также провести сверку номеров на агрегатах. Если речь идет об изучении содержимого вашего багажника или детальном рассмотрении салона, требуйте составления протокола и приглашения двух понятых. По закону досмотр (а в данном случае речь идет именно о нем) проводится только в таких условиях. Кстати, согласно статье КоАП, при досмотре автоинспектор ни в коем случае не должен трогать или перемещать ваши вещи собственными руками, он может лишь попросить вас отодвинуть пакет или поднять коврик. В противном случае, это уже не досмотр, а обыск, для которого нужна соответствующая санкция.
Очень распространенная на наших дорогах процедура, которой подвергаются водители, – это проверка на алкогольное опьянение. Проще говоря, сотрудники ДПС просят вас «дыхнуть в трубочку», чтобы понять, пьяны вы или нет. Прибор, который используется для этой процедуры, должен обязательно выводить результаты теста на бумажный носитель. Если у вас есть сомнения в подлинности или корректности работы прибора, вы вправе потребовать у автоинспектора всю документацию на него. Если вы не согласны с результатами теста, обязательно зафиксируйте это в протоколе и требуйте проведения процедуры медицинского освидетельствования. Ее также проводят в том случае, если водитель вообще отказывается «дышать в трубочку». Поездка к врачу, конечно, отнимет у вас достаточно времени, зато поможет доказать вашу правоту.
К сожалению, сегодня очень распространены ситуации, когда сотрудник ГИБДД обвиняет водителя в нарушении, которого тот не совершал. Попросту говоря, «подставляет» или «разводит» не слишком грамотного автомобилиста. Если вы уверены в своей правоте и законопослушности, ни в коем случае не оправдывайтесь и не пытайтесь «уладить все на месте» (даже если жалко потраченного времени и нервов). Спокойно объясните инспектору свою позицию, потом зафиксируйте ее в протоколе. Отдельно укажите в документе, что с претензиями сотрудника ГИБДД не согласны и Правила дорожного движения не нарушали. Если в самом протоколе не хватило места для ваших объяснений и вы взяли чистый лист или вы хотите приложить какие-то дополнительные документы (схему, ходатайство и т.д.), укажите это в графе «Объяснения лица». Обязательно впишите в протокол данные свидетелей, если они существуют; не верьте сотруднику ГИБДД, что муж или другой родственник, ехавший с вами в машине, не может выступать в качестве свидетеля. Проследите, чтобы в протоколе не осталось пустых граф (поставьте на них знак Z), и не пишите ничего под диктовку автоинспектора.
Напоследок отдельный совет для женщин-водителей: не забывайте о том, что вас остановил не МУЖЧИНА, а СОТРУДНИК ДПС при исполнении. В общении с ним не стоит пускать в ход свои чары обольстительницы или пытаться разжалобить его образом «наивной дурочки». Есть вероятность, что ваши «этюды» произведут прямо противоположный эффект – вместо конструктивной беседы получится конфликт. Разговаривайте с автоинспектором вежливо и спокойно – этого вполне будет достаточно.
Как говорится, «предупрежден, значит, вооружен». Хочется верить, что знание законодательства и его соблюдение избавят вас от проблем в общении с сотрудниками ДПС.