Когда года – богатство

Когда года – богатство

Когда года – богатство
Видеоэкскурсия в музей художественных тканей Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина.

Музей ткани
«В этом доме заметна женская рука!» – высшая похвала для любой хозяйки. Самый роскошный дом с дорогим интерьером будет казаться пустым, холодным и необжитым, если в нем не чувствуется этой самой «женской руки» – милых мелочей, незаметных деталей, уместность которых чувствует только женщина, и благодаря которым в доме появляется особая аура тепла, удобства и гостеприимства, называемая уютом…

Поэтому, к выбору текстиля для своего дома я отнеслась аккуратно и трепетно. А чтобы научиться по-настоящему разбираться в качественных тканях, отправилась в Московский музей ткани на экскурсию, которую организовал Благотворительный фонд «Линия жизни».

Приехав в музей, я была поистине удивлена: коллекция насчитывает более 25000 тканевых экспонатов. На экспозиции представлено практически все, о чем можно мечтать. Здесь вам и русский художественный текстиль, и парчевые ткани фабрики Сапожникова, образцы тканей мануфактур Морозова, Цинделя, Гюбнера, Баранова. Невероятные гобелены XVII-XIX вв., жаккардовое ткачество, а именно шелковое письмо Марии Антуанетты и многое другое.

Экскурсию по всему этому великолепию устроила директор Московского музея ткани Татьяна Ивановна Игнатьева.

В музее четыре основных зала и каждый представляет разную эпоху. В первом «расположился» русский народный костюм. Представленные здесь экспонаты дают развернутое представление о формах обрядовой, праздничной и повседневной одежды.

Русский традиционный костюм – гармоничный ансамбль, где соединились сакральные, эстетические и утилитарные начала, в нем отчетливо проступают общеславянские и даже античные корни. Они обнаруживаются в крое и силуэте, в пластике и символике многослойного наряда, цветовых сочетаний, орнамента, украшений.

«Нашей самой большой драгоценностью и моей большой любовью является народный костюм, – рассказывает директор музея Татьяна Ивановна. – Его можно изучать долго, всю жизнь, и никогда не познать. Настолько много в нем прекрасного, интересного, исторического и мудрого. В костюме используется много натуральных тканей: льна, золотой нити, бисера, жемчуга, вышивки – все это очень логично, высокохудожественно. В 1763 году Екатерина Великая разрешила всем крестьянкам ткать золотом, серебром и использовать шелк, чтобы поддержать свою шелковую промышленность».

Помимо русского народного костюма в музее уделено огромное внимание тканям. Они повсюду. Огромные полотна развешены на стенах.

«Вот эта с мелким рисунком называется ализариновые ситцы, – продолжает знакомить с экспонатами музея Татьяна Ивановна. – Это особая технология печати рисунка на ткань: соединяет в себе кистевую роспись по дереву, кубовую набойку, вышивку и кружево. Ивановские ситцы с большими хризантемами больше похожи на французские ткани. В то время были очень популярны цветочные узоры. В нашем музее представлено много видов ткани: сатин, хлопок, шерсть и шелк. Есть тут и плательные, и шерстяные, и технические ткани. И все виды переплетений, отделки, рисунков: клетка, полоска, розочки, цветочки... Кстати, именно с этого и начинают наши студенты заниматься. Они изучают энциклопедию, которая дает им основу для постижения всего остального. И для того, чтобы создавать красивые коллекции одежды, ткани для интерьера, головные уборы – надо сначала изучить все основы».

Конечно, нельзя пройти мимо парчовых тканей. Ни одна коронация не обходилась без парчи производства Сапожниковых.

Ткани Сапожниковых?
Да, именно. Григорий Григорьевич Сапожников создал свою мануфактуру в 1837 году. Это было семейное дело. Потом фабрика перешла к Вере Сапожниковой, а потом к детям – Александру и Владимиру. Их имена мы можем наблюдать на тканях. Конечно, чтобы теснить на продукции свое имя и название фабрики, для этого нужно было обладать особым правом. И такое право эта фабрика получила, участвуя в различных международных выставках.

А парчовые ткани где использовались?
Они изготавливались для церкви, храмов, монастырей, для театров, и конечно, для императорского двора. Я могу сказать, что ткань – это исторический документ, который может рассказать о многом. И само текстильное ремесло очень часто отражает исторические события.

Гармония свободы, вдохновенья и мечты

Наше путешествие по музею продолжилось. Мы увидели ткани разных времен, разных эпох. Посмотрели, как менялся костюм, менялась фактура, ткани, силуэт…

Во втором зале меня поразили европейские художники: французы и испанцы, которые создавали ткани для интерьера. Здесь широко представлены работы воспитанника Лионской художественной школы – Филиппа де Лассаль. Именно он изготовил шелковые ткани для гостиной в Царско-сельском дворце Екатерины Великой.

Здесь висят сотканные портреты Жозефа Мари Жаккарда и Вашингтона, но особая «изюминка» музея – это сотканное письмо-завещание Марии-Антуанетты.
Королева Франции, жена Людовика XVI, пишет на свитке пером свое завещание, что муж ее, Людовик XVI казнен. И она с болью и тоской обращается к своей сестре, детям, и рассказывает о собственной судьбе и просит их никогда не мстить. Дочь Марии-Антуанетты, принцесса Ангулемская, находит этот свиток, когда приходит поклониться матери после ее смерти. В 1827 году на Лионской мануфактуре каждая буква из этого письма была соткана тончайшими шелковыми нитями.

Последний зал музея – XIX век. Здесь представлены дамские платья и мужские костюмы. Также есть небольшая коллекция аксессуаров. Особого внимания заслуживает кружевной жилет. В XIX веке появились кружевные машины, и многие вещи делались уже не вручную. 

«В начале XX века появляется стиль Ар-нуво, – рассказывает  Татьяна Ивановна. – Его еще называют Югенд Штиль, Тиффани, Либерти – это стиль модерн, который поглотил всю Европу на фоне надвигающегося фашизма. Как бы в противовес этому ужасу, появилось прекрасное... И вот это прекрасное соединило в себе все достижения предыдущих веков, чтобы показать утонченность цвета, тканей, нарядов, включив сюда все: и тонкий шелк, и кружево, и вышивку, и даже перья».

Шляпка, перчатки, пелерина, тальма, сорти-де-баль – это то, без чего дама в то время не могла выйти на улицу. Кстати, ношение всего этого требовало особых знаний, и каждая женщина выражала себя, свою индивидуальность через одежду.

Интересно то, что и в те времена черный цвет являлся торжественным. В нем можно было совершить официальный визит или прийти на торжественный прием. Практически все наряды XIX века украшены кружевом.

Из музея я вышла с невероятным чувством гордости, что в нашей столице есть такой замечательный уголок ткани, где собрана практически вся история костюма. И сожалела о том, что так мало людей интересуются этой историей.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню